Морские узлы

Общая информация

Морской штык выполняют на основе простого узла, его относят к типу незатягивающихся морских узлов. Простой штык представляет собой петлю, выполненную на основе 2−3 полуштыков. Крепеж обладает такими качествами, что его можно легко развязывать и завязывать, даже в том случае, когда трос держится под давлением. Этот крепеж вяжут из 3 полуштыков.

Простой крепеж отличается высокой прочностью. Выполнить его легко и несложно запомнить способ вязки. Поэтому он и используется у моряков. Таким соединением альпинисты пользуются для фиксации троса к опоре при изготовлении подвесной переправы, так как развязывать канат надо, когда он сильно затянут. Другие узлы не подойдут для этой цели, так как их можно развязать, лишь когда ослаблен трос.

Применение

Такое соединение используют в морском судоходстве для привязывания троса к стояночному якорю. За многие годы применения узла в морском деле он не потерял своей актуальности. Для использования на морских судах он считается надежным, прочным, его легко развязать, когда это нужно. Крепление не портит канат в результате перетирки. Даже под воздействием морских волн это соединение отлично держит якорь.

Как вязать узел штык: простой, двойной, задвижной

Узлы − неотъемлемая часть морского, рыбацкого дела и туризма, со своей многовековой историей

Важно знать, как сделать надежную связку, чтобы не развязалась в ненужный момент. Чтобы связать прочный узел, важно сначала ознакомиться с главными принципами, техниками вязания

Сегодня мы рассмотрим «штыковые», и их применение.

  • Узел – древний метод соединения одной или нескольких веревок, при помощи переплетения, а также связывания «корневого» и «ходового» концов каната, лески либо троса.
  • Корневой конец – веревочная часть, зафиксированная неподвижно (Рисунок 1).
  • Ходовой конец – незакрепленная веревочная часть, образовывающая узелок.

    Рисунок 1. Для понимания дальнейших вариантов вязки определимся где корневой и ходовой конец узла

Рассмотрим самые популярные вариации:

  1. Простой штык;
  2. Простой полуштык;
  3. Со шлагом;
  4. Двойной и тройной;
  5. С обносом;
  6. Рыбацкий или якорный;
  7. Мокрый полуштык;
  8. Задвижной.

Простой штык

Надёжный вариант, который нетрудно запомнить, а также легко вязать, благодаря чему является одним из наиболее популярных в рыбацком деле. Часто он используется альпинистами при сооружении навесных переправ, поскольку просто завязывается и развязывается, когда канат находится под нагрузкой. Также используется для прикрепления троса к опоре, фиксации страховки, при буксировке автомобилей, погрузочных работах на кораблях.

Простой штык образуется при завязывании двух полуштыков

Важно верно выполнить второй, иначе связка затянется

Рисунок 3. Схема узла “простой штык”

На рисунке 3 а) показано правильное расположение петель, образующих при сведении выбленочный узел.

Рисунок 3 б) – при сведении петель получился коровий узел, который затягивает петлю, является неправильным исполнением простого штыка.

Для увеличения прочности можно добавить еще полуштык. Вязать большее количество не имеет смысла. Это не повысит надежность, но увеличит время связывания и развязывания.

Выполнение

Накидываем петлю кругом точки опоры.
Проводим веревку через образованную петлю

Не суть важно, проводите ли вы свободный конец под или над веревкой. Все последующие должны быть завязаны так же, как первый.
Делаем петлю вокруг каната.
Проводим свободный конец сквозь образованную петлю, аналогично первому разу.
Закрепляем контрольным узлом либо бечевкой.

Встречный узел

Широко используется
для связывания двух верёвок, в том числе
и разного диаметра. Рационален для
связывания лент и ленты с верёвкой.
Хорошо держит и легко развязывается
после снятия нагрузки.

В начале на ходовом
конце одной верёвки (ленты, стропы)
вяжется простой узел. При этом нужно
следить за тем, чтобы от узла до конца
верёвки было достаточное расстояние.
Эта часть верёвки необходима для вязки
страховочного узла. Простой узел делается
«рыхлым» и ни в коем случае не затягивается.
За­тем ходовым концом второй верёвки
вяжем встречный узел. Для этого её
ходовой конец продеваем в петлю простого
узла, а затем повторяем все изгибы
простого узла ходового конца пер­вой
верёвки (см. рис. 32 а, б, в).

После
устранения всех перехлёстов узел
затягиваем, потянув левой рукой две
верёвки (ходовой конец второй верёвки
и коренной конец первой верёвки) в одну
сторону и правой рукой две верёвки
(ходовой конец первой верёвки и коренной
конец второй верёвки) в другую сторону.

Информации об этом
узле в литературе чрезвычайно мало. Во
многих туристских книгах этот узел
вообще не упоминается. В книге «Школа
альпинизма. Начальная подготовка.»
встреч­ный узел представлен на рисунках
без страховочных узлов. На соревнованиях
по туристской технике так же не требуется
вязки страховочных узлов.

Считается, что
узел под нагрузкой сам затягивается и
удер­живает верёвку от проскальзывания
в узле. Но…

Я много работал и
сейчас работаю в промышленном альпи­низме.
Краска, попавшая на верёвку, быстро
высыхает. Верёвка в конце концов
становится «деревянной», непригодной
к использо­ванию и её выбрасывают.
Совсем другое дело при фасадных рабо­тах
по заделке панельных швов. Швы сверху
покрываются масти­кой. Верёвка,
пропитавшись этой мастикой, меняет все
свои свой­ства. Я был свидетелем того,
как развязывался правильно завязан­ный,
но без страховочных узлов, встречный
узел из намастиченных верёвок. Человека
спасли только закреплённые в несколько
рядов и ярусов бельевые верёвки.

Своим обучаемым
на соревнованиях я всегда советую
ос­матривать стенд образцов узлов.
(По Правилам соревнований об­разцы
узлов обязательно демонстрируются
участникам соревно­ваний.) И все узлы
они вяжут в соответствии с эталоном. В
похо­дах и на тренировках я всегда
требую вязки двух страховочных узлов
при вязке встречного узла. Это моё
требование, как показа­ла жизнь,
оправданное. В вопросах безопасности
мелочей нет.

Второе
применение встречного узла — это выведение
переби­того или перетёртого участка
верёвки из под нагрузки. На месте
ослабленного участка верёвки сначала
вяжется простой узел, а за­тем в том
же направлении, с того же захода от
коренного конца к ходовому снова
пропускается верёвка в простой незатянутый
узел и далее по принципу вязки встречного
узла. При этом ослабленное место верёвки
должно остаться за узлом сбоку в виде
петли.

Рис. 32 г.

Альтернативные варианты штыка

Есть и другие виды штыка, имеющие отличия и позволяющие применять их в некоторых ситуациях с наибольшей эффективностью. Это двойной и тройной, штык с обносом, мокрый полуштык, рыбацкий, штык со шлагом, коечный, мачтовый, обратный.

Двойной и тройной

Двойной и тройной штыки отличаются от простейшего тем, что вместо одного оборота каната вокруг опоры делают 2 или 3. Эти виды отличаются большей прочностью благодаря добавочным оборотам. При этом воздействие нагрузки на полуштыки, которые составляют крепеж, будет наименьшим из-за силы трения каната в точках крепления к опоре. При этом канат не будет истираться.

С обносом

Чтобы понять, как вязать штыковой узел с обносом, сначала совершают свободным концом веревки оборот вокруг стояка. Потом узелок перебрасывают через основной и опять окручивают столб в противоположную сторону. После этого делают полуштыки, как при простом соединении. Крепеж меньше скользит при переменном направлении нагрузки. Петли каната обвивают столб по обе стороны от основного конца, на которое оказывается давление. Двумя шлагами штык с обносом позволяет привязать садок к неподвижному объекту. Конструкция зависит от прочности первого и второго шлага.

Обратный

Обратный штык — это перевернутый крепеж с обносом. Используют его моряки, когда появляются препятствия при обносе основного конца шнура вокруг столба. При создании узла опору надо обойти один раз. При вязании соединения с обносом обходить вокруг столба нужно 2 раза. Эта конструкция имеет те же достоинства, в отличие от простейшего соединения, что и крепеж с обносом, но при сравнении с ним обратный тип более удобный.

Коечный

Коечный штык раньше в морской практике завязывали для подвешивания гамаков на судах. Он отличается от простого типа тем, что вместо первого простого соединения вокруг столбов вяжут восьмерку. У такой конструкции есть достоинства в отличие от простого крепления. Недостатком является более сложная и длительная вязка коечного крепления.

Штыковой бой как прикладной вид спорта

Обучение красноармейцев. Август 1941 г. Штыковой бой. Морская пехота США В 1940-50-х и 1960-х годах в СССР существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводились Чемпионаты СССР и Вооружённых Сил по штыковому бою. Эти соревнования являлись дополнительной подготовкой бойца к ведению рукопашной схватки с оружием, психологической готовности к бою и психологической устойчивости во время схватки.

В современной подготовке военнослужащего ВС России, предусмотренной в наставлениях по физической подготовке (НФП-87, Глава 3), установлены общий дополнительный и специальный комплексы приёмов рукопашного боя, в содержание которого входят приёмы с оружием.

Комплексная подготовка к штыковому бою позволяет уверенно вести поединок как с оружием, так и без него. Общие законы защиты и принципы нападения карабином в спортивно-игровой форме обучения перекладываются на современное оружие и усваиваются защитные действия с действиями перехода на контратаки.

Всё это позволяет военнослужащему быть психологически готовым в случае израсходования боеприпасов принять рукопашный бой на автоматах, не бросая оружие.

Самостоятельным разделом курс штыкового боя преподаётся в школе оперативного карате и рукопашного боя по системе подразделений специального назначения КГБ СССР (Травников А. И.). Особенностью курса является оптимальный набор технических действий, доведённых до автоматизма, для чего разработан собственный метод подготовки и принцип боевого моделирования действий в вероятных ситуациях рукопашного боя. Используется собственный учебный технический комплекс с автоматом, набор стандартных приёмов действия примкнутым к штыком и без него, базовый курс подготовки, и раздел соревновательных практик. Общий курс штыкового боя по системе ОКРБ включает в себя все четыре базовых направления и рассчитан на 3 месяца занятий.

Одним из направлений современного штыкового боя является Система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты), возрождающая традиции ведения рукопашного боя на карабинах со штыком. Методика и программа обучения строится на общих принципах РОСС — законах механики и природы движения. Система РОСС предлагает два варианта ведения спортивно-игровой формы обучения штыковому бою:

  1. Упрощённые соревнования без защитного снаряжения. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов, так и на небольших шестах и палках.
  2. Усложнённый спортивный вариант — правила, существовавшие ранее и принятые сейчас ВФРБИ. Снаряжение — штык заменён мягким теннисным мячом на стволе карабина, маски с забралом, нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.

Морские узлы для начинающих

Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Видео: 5 основных морских узлов

Пять основных морских узлов

Пять основных морских узлов

Первый совет будущим «морским волкам» – изучаем термины. Без теории не стоит приниматься за узлы. Начнем с правильных названий:

  • «коренные концы» – крайний отрезок троса или веревки, закрепленный неподвижно;
  • «ходовые концы» – свободное окончание троса или веревки. С него начинаем вязать любой узел;
  • «петли» – сложенные пополам ходовые или коренные концы;
  • «калышки» – петли из концов веревки, которые перекрещиваются между собой;
  • «полуузлы» – перехлестывающиеся окончания одной и той же или разных веревок;
  • «обносы» – участок веревки или троса, обмотанный вокруг объекта или предмета. Концы не перекрещиваются;
  • «шлаги» – оборот троса вокруг предмета или другого троса. Концы направляются в противоположные стороны.

Теперь о других терминах. Не лишним будет ориентироваться в международных, читайте английских, обозначениях и основных типах, которые применяются на практике:

  1. Переплетающиеся или связанные концы – KNOT
  2. Переплетающаяся пара ходовых концов – BEND
  3. Крепление ходовых концов к объекту – HITCH

С названиями разобрались. Дальше нужно освоить основные схемы, так сказать, принцип вязания. Остальные узлы пойдут проще. К начальным узлам относятся: булинь, восьмерка, прямые узлы, простые полуштык и штык.

Коечный штык

Данный вариант предпочитали завязывать для подвешивания коек на кораблях, благодаря чему он и получил свое название.

Отличие в вязке этого узла от простого варианта сводится к тому, что вместо начального простого узла вокруг опоры вяжется восьмерка.

Коечный штык

Коечный штык

Возможно, у этого варианта и есть какие-то преимущества перед простым штыком, раз он пользовался большой популярностью среди моряков на протяжении долгого времени, но лично я, применяя этот крепеж на практике, таковых не обнаружил. Нашел разве что недостатки, связанные в первую очередь с более сложным и продолжительным вязанием коечного штыка.

Простой штык (рис. 10).

Два одинаковых полуштыка
составляют узел, который моряки называют простым шты­ком. Выражение «накинуть
полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и
перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан
широко применяемый в морском деле незатягива­ющийся узел — один из самых
простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги,
пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка,
две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см.
рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой
конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково
над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно за­вязанного
простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец по­сле второй калышки идет в
противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель
пере­вернутого завязанного штыка вместо выбленочного получа­ется коровий узел
(см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при
натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Ос­новное
применение простого штыка на флоте — это за­крепление швартовных концов за
причальные приспособле­ния, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и
рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Максимальное число
полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех,
так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе
полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво
говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли
корабль
королевы» и «Три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты».

Моряки нередко применяют два
простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но
надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо времен­но
прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тя­ги, например за крюк при
буксировке автомобиля.

К содержанию

См. также: карабинные узлы,
узлы с анимацией

Узел «Восьмёрка»

Проводник в горы

Кровавый узел

Фламандская петля

Простой узел

Карабинные узлы

Штык с обносом

Такая связка в несколько раз крепче относительно штыка с двумя шлагами. Преимуществом является отсутствие скольжения троса в месте закрепления, благодаря петлям, обхватывающим опору с обеих сторон от коренного конца (Рисунок 5). Также, благодаря этому, появляется преимущество при резком изменении натяжения и направлении тяги.

Рисунок 5. Схема вязки узла “штык с обносом”

Как правильно вязать узел штык с обносом

  1. Делаем оборот веревки вокруг опоры с направлением сзади наперед.
  2. Затем перебрасываем хвостовой через коренной, снова делаем оборот вокруг опоры, но уже спереди назад.
  3. Вяжем два полуштыка, закрепляем окончания бечёвкой.

Возможные ошибки при вязке

При формировании якорного узла можно допустить некоторые ошибки:

  1. При формировании двух полуштыков на основном конце троса выходит коровий узелок вместо выбленочного. Это считается ошибкой. При натяжении каната может произойти затягивание крепления, таким образом, появятся сложности при его формировании.
  2. При формировании соединений вместо 3 полуштыков вяжут 4 и больше. Это является ошибкой, потому что создание больше трех полуштыков не увеличит надежности крепления, а только повысит время завязывания и развязывания крепежа.
  3. На конце простого штыка не формируют контрольный узелок, а свободный конец каната не фиксируют на основном предложенным раньше способом. Это ошибка. Без крепления свободного конца троса крепеж при переменных нагрузках может развязаться.

Если, учитывая возможные ошибки, вы сможете правильно завязать данный морской узел, то это поможет осуществить крепление якоря к яхте или паруснику и надежно закрепить судно к якорному грузу или опоре, которая находится на берегу.

Обратный штык

Обратный штык

Узел "Штык" и подобные ему (Hitch).

Узел «Штык» и подобные ему (Hitch).

«Простой полуштык»

«Простой полуштык» — самый распространенный и давний вид узлов. Он имеет широкий круг применения, поскольку является одним из элементарных незатягивающихся узлов.

Сам по себе этот узел не представляет никакой надёжности, однако, с зафиксированным ходовым концом эффективно справляется с любой тягой.

Неважно, какая сила натяжения будет на узел, он ни за что не затянется, максимум он затянет петлю и тем самым передвинется к предмету. Основной его задачей является закрепление других видов узлов

Основной его задачей является закрепление других видов узлов.

Однако и рыбакам он может пригодиться: например, быстро привязать ваше судно к пирсу, если остановка будет недолгой, или при необходимости временно соединить части лески.

Как правильно вязать «Простой полуштык»:

  • Следует обернуть ходовой конец вокруг предмета, заведя его сзади;
  • Далее протяните, оберните его вокруг коренного конца и проденьте ходовой конец в образовавшуюся петлю;
  • Закрепите оба конца тонкой бечевкой;
  • Затяните узел.
  • После проделанных движений простой полуштык готов!

Как и говорилось в начале статьи, мы рассказали вам о понятии «узел», предоставили вам описание нескольких незатягивающихся морских узлов, которые могут использоваться в рыболовном деле, сообщили пошаговую инструкцию по вязанию каждого из узлов.

Все узлы по своему хороши и в той или иной ситуации покажут свои способности. Если у вас узел не держится, развязывается, пересмотрите пошаговую инструкцию по вязанию того или иного узла и повторите снова.

Правильно завязанный узел никогда не подведет. Положительной стороной этих всех узлов является то, что они не развязываются самостоятельно под влиянием натяжения и при необходимости, если узел был завязан правильно, его можно быстро развязать.

История

В XVI веке огнестрельное оружие надежно закрепилось во всех армиях мира. В Европе огнестрельное оружие постепенно перенимало эстафету «основного оружия» пехоты у пикинеров. Если в начале XVI века лишь 1/6 солдат была вооружена аркебузами и мушкетами, то в начале XVII века уже 2/3 солдат были мушкетерами. Это привело к тому что пикинеры потеряли свои ударные функции и превратились в защитников мушкетеров от кавалерии. Но мушкетеров становилось все больше, так как была острая необходимость в увеличении огневой мощи подразделений. Из-за чего мушкетеры, лишенные прикрытия пикинеров, становились все более уязвимы для внезапной атаки кавалерии (хоть их и должна была прикрывать своя кавалерия, но это не всегда удавалось).

Новым словом в решении данной проблемы стал штык, который превращал мушкет в своеобразное копьё. Теперь мушкетёры, теоретически, могли сражаться в рукопашном бою и отражать атаки конницы. Штык впервые был принят на вооружение в 1647 году во Франции под названием «байонет» или «багинет» (в честь французского города Байонн, где он якобы был изобретён в 1641 году). Однако сам термин «байонет» известен ещё с XVI века; так называли охотничий кинжал, который в XVII веке начали вставлять в канал ружейного ствола. Судя по всему, штык является изобретением охотников, и лишь впоследствии его стали использовать военные.

В армии багинет долгое время оставался любопытным, но не актуальным изобретением: тяжёлый мушкет плохо годился для фехтования. В качестве дополнительного оружия стрелка использовалась шпага или сабля, а в России — ещё и бердыш (совмещенный с опорной сошкой), в Швеции — т. н. «шведское перо» (опорная сошка с длинным клинком). Лишь после смены мушкетов в конце XVII века на более легкое ружьё (фузею) штык стал играть в бою важную роль и постепенно вытеснил древковое холодное оружие (пику, алебарду и т. д.).

Багинет позволил при необходимости превращать мушкетёров в некое подобие пикинёров. Однако для его использования нужно было вставить рукоять кинжала-багинета в ствол ружья. Стрелять из ружья было невозможно до извлечения багинета. Такие багинеты были введены в России в 1694 году. К тому времени в Западной Европе уже начали изготовлять цельнометаллический штык с трубкой, насаживавшейся на ствол. Это позволяло производить заряжание и стрельбу с примкнутым штыком. Этими новыми багинетами французская армия была оснащена в 1689 году. Бранденбург-Пруссия сделала это в том же году, Дания в 1690 году; в России в гвардии штыки были введены в 1702 году, в армии переход на них завершился к 1709 году. С появлением штыков нового типа (а также с увеличением скорости заряжания) нужда в пикинёрах постепенно отпала и в первой половине XVIII века они исчезли из европейских армий. В настоящее время, в России и ряде других стран, термин «багинет» или «байонет» используется для обозначения старинного штыка, рукоять которого вставляется в ствол оружия.

. В этом нет ничего удивительного, по большей части штык использовался как психологическое оружие для атаки на сломленного противника или для обороны от кавалерии. К тому же, солдат в армии Российской Империи даже не обучали штыковому бою вплоть до середины XIX века[источник не указан 37 дней ].

Самыми распространёнными были съёмные штыки с трубкой для насаживания на ствол и с игольчатой формой клинка. Штык игольчатой формы имеет преимущество в штыковом бою перед клинковым: легче проникает в тело противника, уменьшает шанс увязнуть, а при одинаковой длине клинка игольчатый штык имеет меньшую массу и бо́льшую прочность. Использовать игольчатый штык с трубкой, насаживавшейся на ствол, для других целей, кроме штыкового боя, практически невозможно.

К началу Первой мировой войны возросшая эффективность стрельбы из магазинных винтовок уменьшенного калибра сделала штыковой бой маловероятным и большинство армий приняло на вооружение съёмный штык-тесак с рукояткой для удержания в руке. Этот штык — многофункциональный, его, отомкнув от винтовки, можно использовать в бою как тесак, а в походе — как шанцевый инструмент. Дальнейшее усовершенствование стрелкового оружия в середине XX века привело к замене их более лёгкими и короткими штык-ножами.

Простой штык

Если вы завяжете 2 полуштыка, они образуют один простой штык. Он всегда использовался для того, чтобы закрепить канат за различные причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Многие новички могут неверно завязать второй полуштык, и в результате узел имеет свойство затягиваться.

Чтобы определить, правильно ли вы завязали веревку надо свести полуштыки. В случае когда вы все сделали правильно они образуют выбленочный узел, в противном случае — коровий. Если вы хотите увеличить прочность, вы можете использовать еще один полуштык. Это максимальное число, которое рационально использовать для надежности крепления, и увеличение их числа не повысит эффективности.

Очень часто два таких узла используется для кратковременного связывания двух швартовых или канатов.

А также использование этого узла рационально в случаях необходимости закрепления веревки при сильной тяге, например, когда буксируется автомобиль или для фиксации страховочной веревки.

Схема вязки

Делаем петлю вокруг точки опоры.
Проводим веревку через образованную петлю. Нет разницы проводите ли вы свободный конец над веревкой или под

Важно, чтобы все последующие были завязаны так же, как первый.
Делаем петлю вокруг веревки.
Проводим свободный конец через образованную петлю, так же как и в первый раз.
Закрепляем конец контрольным узлом.

Как вязать узел простой штык | Морские узлы

Как вязать узел простой штык | Морские узлы

Применение

Этот узел настолько надежен и легко поддается развязыванию, что даже корабли королевской флотилии применяли его для крепления своих кораблей к причалам.

Так же простой штык используется в проведении погрузочно разгрузочных работ на корабле. С его помощью крепят крупногабаритный груз к крюку крана или лебедки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий