Хранение лодочного мотора зимой

Условия хранения

Первое правило, о котором должен помнить рыбак, подбирая условия для хранения, это подготовка просторного и хорошо проветриваемого помещения. Не рекомендуется размещать изделие рядом с батареей или обогревателем, так как это повредит материал. Также в лодку не стоит ставить тяжелые предметы.

Многие пренебрегают этим правилом, так как она занимает немало места, поэтому люди начинают складывать в лодку консервацию или другие предметы, это большая ошибка, которая также может привести к порче ПВХ.

Изучая инструкцию можно заметить, что оптимальная температура для хранения данного материала от +5 до +16 градусов. В связи с этим, крайне нежелательно чтобы лодка хранилась в помещении с минусовой температурой.

Если Рыбак собирается оставить её в квартире, самое идеальное место для этого кладовка. Если все правила были учтены, прежде чем использовать лодку впервые после зимы, её следует хорошо осмотреть, так как всегда есть риск возникновения мелких повреждений.

Подойдёт ли для хранения гараж

Большинство опытных рыбаков считают, что гараж, это не лучшее место для хранения лодки из ПВХ. Но, если других вариантов нет, помещение придётся подготовить. Чтобы изделие сохранилось как можно лучше, его следует оставить в покое на весь зимний в период и как меньше перемещать с места на место.

Для хранения в таких условиях, следует учитывать следующее:

  • если в гараже стоит лодочный прицеп, плавсредство следует установить именно на него, перед этим, не забыв накачать;
  • если высота стен гаража позволяет, плавсредство можно накачать и повесить вертикально за кольцо, расположенное на носовой части. Для облегчения массы желательно подложить под лодку кирпичи накрытые тканью;
  • когда высота стен не позволяет повесить изделие вертикально, его можно установить под потолком. Чтобы избежать образования заломов, в качестве креплений стоит использовать широкие стропы. Именно этот способ большинство рыбаков считают самым оптимальным. Таким образом, можно сэкономить место в гараже снизить риски возникновения повреждений на материале;
  • если в развёрнутом состоянии лодку хранить не получается, её можно аккуратно свернуть и установить в самое отдаленное место. Поскольку поливинилхлорид не имеет запаха, зачастую грызунов он не привлекает.

Лодки из ПВХ

Это рыбацкое судно менее капризно, чем резиновая лодка. Специальной обработки и пересыпания тальком оно не требует, но для закладки на беспроблемное зимнее хранение тоже придется предпринять ряд определенных действий.

Первонаперво — помыть. Этот этап мало чем отличается от подготовки к зиме «резинки». Не менее тщательно и не менее бережно избавляем лодку ПВХ от грязи и сора. Затем сушим. Одновременно с этими процедурами стоит внимательно осмотреть лодку на предмет повреждений. Царапины, порезы, потертости… Чтобы потом не упустить из виду ни одно из проблемных мест, стоит вооружиться маркером — недорого и ярко.

Поврежденные участки ПВХ имеют дурную «привычку» со временем становиться все менее ремонтопригодными, а потому накладывание заплаток не стоит откладывать в долгий ящик. Как только лодка просохла, вооружаемся ножницами, клеем и приступаем к склеиванию. Подробная инструкция и ремкомплект входят в комплектацию «надувнушки». Если нет — и то, и другое можно легко приобрести в охотничье-рыболовных магазинах. Ремонт и сушка проводятся на накачанной лодке.

После завершения латания дыр лодка укладывается. Делается это на сухой, чистой и ровной поверхности. Открыв все клапаны, мягко выдавливаем воздух по направлению к отверстиям. Только после этого вынимаем из разов пайолу (настил, придающий лодке жесткость) и сиденья. Баллоны складываются внутрь лодки так, чтобы не выдаваться за транец, к которому прижимаются концами и сворачиваются в рулон. Получившийся сверток упаковывается в чехол вместе с веслами. Сиденья и пайола, как правило, имеют свой чехол. Главное — хранить лодку нужно так, чтобы ничто не давило на баллоны.

Конечно, оптимальный вариант — хранить лодку ПВХ в полунакачанном состоянии в теплом помещении. Но если такой возможности нет, то стоит сложить судно как можно «рыхлее» и избегать изломов, в противном случае при отрицательных температурах не избежать появления прорывов. Замерзший ПВХ становится очень хрупким.

Современный рынок предлагает множество защитных средств для сохранения лодки из ПВХ, главное — ни в коем случае не использовать составы на основе силикона. Желательно не менее двух раз в месяц переворачивать чехол с лодкой, чтобы она не залеживалась.

Важный момент: после долгого хранения лодку ПВХ необходимо прогреть до плюсовой температуры, прежде чем извлечь ее из чехла.

Подготовка мотора к хранению

Когда с выбором лучшего места, где хранить лодочный мотор зимой, вы уже определились, можно приступать к консервации прибора. Начинается она с банальных процедур: очистки от загрязнений и внутренней промывки. Сперва влажной тряпкой протираем корпус мотора, удаляя пыль, пятна и засохшую грязь. Затем устраняем засоры с внутренней стороны: тщательно промываем движок с помощью бочки или штуцеров. Наконец, оставляем прибор сушиться на несколько часов, подвесив его в вертикальном положении – также, как хранится лодочный двигатель зимой. А после полного высыхания агрегата переходим к проведению основных операций.

Редуктор двигателя

По окончанию сезона обязательно нужно заменить масло в редукторе, т.к. старая смазка за время простоя окислится и нанесет вред комплектующим.

Итак, аккуратно и не в полную силу откручиваем болты, чтобы старое масло начало стекать медленно. Такой подход поможет оценить взглядом состав смеси: если в смазке присутствуют капельки воды или частички металлической стружки, значит 99, 9% потребуется замена сальников или редукторных шестеренок. В первом случае достаточно иметь запасной комплект, а вот шестеренки можно заменить только в сервисном центре. И это еще одна причина, почему менять масло нужно перед тем, как хранить мотор лодки зимой, ведь весной на ремонт движка уже не останется времени.

Если же на вид с маслом все нормально, то открываем пробки на полную силу, дожидаемся стекания смазки и заправляем двигатель новой смазкой. Сейчас масло выпускают в удобных тубах, так что остается лишь вставить штуцер в нижнее отверстие и залить достаточно смазки (желательно до уровня верхнего отверстия).


Замена масла в редукторе лодочного мотора

Гребной винт

Далее проводим внешний осмотр «ноги» мотора. Гребной винт оказывает большое влияние на работу двигателя, поэтому профилактика этой детали очень важна. Если на лопастях виднеются сколы и потертости краски, то обязательно нужно проводить реставрацию или полную замену детали. В противном случае с началом эксплуатации не только снизится КПД мотора, но и резко повысится риск разбить подшипники и износить сальники редуктора.

Гребной вал

Профилактического осмотра требует и вал винта. Для его проверки вставляем винт обратно и начинаем вращать в рабочем направлении. При неисправности вала движение будет идти не по кругу, а с перекосом в какой-либо точке. Иными словами, траектория вращения лопастей станет подобна эллипсу. Такая неполадка говорит о том, что вал получал высокие ударные нагрузки, вследствие которых произошло искривление или деформация гребного вала. Исправить эти недостатки лучше сразу, т.к. в дальнейшем ситуация будет ухудшаться и приведет к несопоставимо большим тратам.


Проверка электронной и топливной системы лодочного мотора

Топливная система

Невыработанный бензин следует устранить из лодочного мотора, и здесь есть два варианта действий.

Выработка топлива. Запускаем движок и даем поработать на «холостых» до тех пор, пока обороты сойдут на нет

Важно добиться полной выработки горючего, иначе в межсезонье остатки топлива покроют конденсатом узлы и агрегаты двигателя.

Слив горючего. Этот способ более трудоемок, т.е

потребует отворачивания сливного винта. Но зато такой метод дает полную уверенность в очищении топливной системы.

Отметим, что если выработать бензин полностью все же не удалось, то можно воспользоваться стабилизатором топлива. Это средство предотвратит разложение горючего и образование конденсата. Но для двухтактных лодочных моторов все же крайне рекомендуется проводить слив топлива, т.к. стабилизатор в этом случае не воздействует на 100%.

Возможно будет интересно: Подготовка и консервация лодочного мотора на зиму

После завершения работ по спуску бензина, переключаем свое внимание на топливный фильтр. Эту деталь необходимо отсоединить и тщательно продуть воздухом

Причем «продувку» делать следует в направлении противоположном стрелке фильтра.


Заводские и самодельные напольные стойки для хранения лодочного мотора

Основные правила хранения зимой

Организовать хранение лодок достаточно легко, но на самом деле существуют некоторые принципиальные правила, выполнение которых поможет продлить жизнь плавательному средству. Среди них следует отметить такие:

  • соблюдение температурного режима – огромным достоинством поливинилхлорида является его стойкость даже к экстремальной температуре. Производители указывают, что ткань сохраняет все свои свойства на морозе до -10 градусов. При более низких показателях, материал становится хрупким и значительно возрастает риск образования повреждений в области швов. Ткань отлично сохраняется и в жаре до +45 градусов. Если температура воздуха превышает этот порог, то материал может растягиваться и плавиться. Оптимальным для хранения является диапазон от +5 до +15 градусов. При такой температуре лодка долго будет оставаться работоспособной;
  • хранение в накачанном состоянии – это идеальный вариант, позволяющий сберечь целостность. К сожалению, не всегда есть возможность найти такое место, где поместится столь габаритное плавательное средство. Накачанную лодку, как правило, хранят в подвешенном состоянии. Нельзя чтобы она касалась стен или других поверхностей;
  • хранение резиновых лодок в спущенном состоянии – наиболее распространённый вариант. Чтобы сберечь целостность плавательного средства, его необходимо правильно сложить. Для этого нужно предварительно спустить весь воздух. Затем бока лодки укладывают на дно и плотно сворачивают в рулон. Лучше хранить плавательное средство в специальном чехле. Таким образом исключается попадание пыли или грязи на поверхность;
  • защита от солнца – в процессе хранения лодки ПВХ зимой следует позаботиться, чтобы прямые ультрафиолетовые лучи не попадали на неё. Под их воздействием материал может повредиться;
  • защита от грызунов – удивительно, но мелкие вредители очень любят попробовать на зуб материал, из которого изготовлена лодка. Чтобы избежать этого, следует тщательно закрывать чехол и помещать свёерток в недоступное для них место;
  • защита от влаги – безусловно, поливинилхлорид не боится взаимодействия с водой. Но если в процессе хранения лодки в помещении будет плохая вентиляция и, как следствие, сырость, то существует вероятность, что материал начнёт гнить. Избежать этого можно с помощью частого проветривания.

Чтобы проконтролировать состояние плавательного средства, необходимо несколько раз за сезон хранения разворачивать и осматривать его. Делать это следует только в теплом помещении.

Правильное хранение значительно продлевает срок эксплуатации

Как самостоятельно сделать подставку для двигателя?

Подставка для лодочного мотора – это самый удобный и безопасный способ размещения на хранение. Благодаря ей двигатель хорошо фиксируется в вертикальном положении. Подставка для хранения снижает риск падения мотора, а соответственно его повреждения. Также подобные стойки удобно использовать для ремонта двигателя, так как все его детали находятся на виду.

Такое приспособление можно купить в специализированном магазине или, что ещё лучше, сделать самостоятельно. Для создания подставки понадобятся:

  • профильные трубы, желательно стальные;
  • сварочный аппарат;
  • прочная фанера для опорной пластины;
  • болты, гайки;
  • колёсики для удобства передвижения.

Вариантов такой конструкции много, одна из самых простых конструкций представляет собой стойку высотой от 90 см на двух опорных ножках. Мотор крепится к пластине из фанеры. Её можно сделать двойной и тем самым значительно усилить. Такая пластина выдержит более тяжёлые моторы. Готовую стойку окрашивают краской, защищая её от появления ржавчины.

Можно изготовить подставку самостоятельно из металла или дерева

Если нет опыта работы со сваркой, то можно изготовить подставку из дерева. Для этого понадобится:

  • прочные деревянные брусья, лучше из дуба;
  • жидкие гвозди;
  • деревянная опорная пластина;
  • болты, гайки.

Такую подставку сделать значительно проще. Для этого даже не нужны специальные знания и навыки. Все её детали крепятся между собой болтами и фиксируются клеем. Готовую стойку нужно вскрыть лаком, чтобы дерево дольше сохраняло свои свойства.

В целом, консервация и хранение лодочного мотора должны быть организованы так, чтобы после зимнего сезона не пришлось его чинить. Придерживаясь основных правил, можно не просто избежать поломок, но и значительно продлить жизнь двигателю.

Как лучше хранить надувную лодку?

Подготовка надувной лодки к хранению

Первым этапом подготовки всегда является мойка и сушка транспорта. В накачанном виде его освобождают от любых загрязнений — глины, песка, тины, уделяя больше внимания днищу, стыкам на бортах. Мыть лодку можно при помощи средств для посуды, обычного мыла, геля, хорошо смывая пену водой.

После мытья катер оставляют для просушки в тени, на сквозняке, но только не под лучами ультрафиолета. По мере полного высыхания основной площади и складок переворачивают изделие, чтобы дно тоже не осталось мокрым. Затем проверяют, не появились ли на лодке трещинки, проколы. Любые дефекты нужно обязательно заклеить — после зимовки они могут расшириться. Осматривают транспорт на предмет полной комплектации, промывают, сушат все принадлежности (весла, сидения, чехлы, насосы). Их хранят отдельно или недалеко от основного изделия, но только не в одной упаковке с ним!


Подготовка лодки к хранению

В каком состоянии хранить ПВХ лодку

Строго запрещается помещать вещь на передержку, если она мокрая — это резко снизит долговечность материала. После сушки лодку немного приспускают или полностью спускают и сворачивают — в зависимости от возможностей, наличия свободного места. Если решено держать плавсредство спущенным, делают следующее:

  • раскладывают предмет на чистой ровной поверхности;
  • вывинчивают клапаны;
  • целиком удаляют воздух, начиная от концов, постепенно передвигаясь к клапанам.


Сумка чехол для лодки ПВХ

Можно ли хранить лодку на улице

Поливинилхлорид отлично переносит влажность, повышение, понижение температур, но его хранение прямо на улице не рекомендовано. Оставлять ПВХ-транспорт нужно в закрытом помещении, причем зимой и летом. В жаркое время ПВХ страдает от ультрафиолета, и при частом нахождении под прямыми лучами солнца быстро выходит из строя.


Храненить лодку в зимний период под открытом небом не рекомендуется

Годится ли для хранения гараж

Если температурные условия в гараже соответствуют указанным выше, то в нем вполне можно разместить лодку на зиму. Желательно, чтобы помещение отапливалось, хотя такое встречается нечасто. В холодном гараже тоже можно держать плавсредство в зимнее время года, но только с соблюдением следующих рекомендаций:

  • водный транспорт должен находиться в полном покое, перемещать его с места на место нельзя вплоть до потепления;
  • в упаковку не кладут мелкие детали, запасные части — они обязательно повредят замерзший ПВХ;
  • лучше всего подвесить лодку к потолку в целях экономии места и предотвращения порчи грызунами;
  • для хранения неплохо подходит лодочный прицеп — сверток с аккуратно сложенным ПВХ катером можно просто положить на его дно;
  • прочие варианты расположения лодки в гараже — в сложенном виде в вертикальном положении на широкой полке, в свободном углу.


Хранение надувной лодки в гараже Если высота стен в гараже большая, лодку можно накачать, прикрепить к стене, зафиксировав за носовое кольцо. Для профилактики проникновения крыс, мышей на полу гаража стоит поставить ловушки, положить отравленное зерно. Обычно вредителей привлекает запах водоема, тины, но тщательное мытье лодки перед хранением помогает справиться с этой проблемой.

Системы для подвешивания

Самым удобным способом хранения водного транспорта является его помещение в специальные системы для подвешивания и перемещения, которые монтируются под крышей гаража. Изделие удерживается двумя универсальными кронштейнами, ездящими по направляющим панелям. Здесь же можно расположить весла, сидения, иные детали лодки. Обычно один кронштейн выдерживает вес до 20 кг.


Создание системы подвешивания из досок

Можно ли спускать и надувать лодку зимой

Поскольку при минусовых температурах ПВХ становится более хрупким, чем обычно, то подвергать лодку механическому воздействию запрещено! Замерзший материал может сломаться на изгибах, поэтому переворачивать, перемещать, надувать, спускать плавсредство нельзя. Лучше оставить его в покое до наступления тепла и не трогать совсем. Если по какой-то причине лодку срочно нужно надуть, ее предельно аккуратно заносят в тепло, оставляют до прогревания (минимум на сутки), затем разворачивают и выполняют необходимые манипуляции.

Особенности и качества

Плавательные средства, которые выполнены из поливинилхлорида, отличаются достаточно высоким уровнем качества. В процессе изготовления их швы склеивают с помощью специальной технологии термальной спайки (вулканизации). Благодаря этому значительно снижается риск протекания, ведь вся поверхность лодки становится герметичной. В случае механических повреждений ткани её чинят с помощью этой же вулканизации.

Лодка ПВХ имеет небольшой вес по сравнению с деревянными и другими видами плавательных средств. Её достаточно просто транспортировать.

ПВХ лодки могут быть оснащены моторами. В зависимости от потребностей они имеют разный размер и мощность. Про хранение зимой лодочных моторов читайте в специальной статье.

Что делать с мотором?

Еще одной проблемой заядлых рыбаков является хранение мотора. Кроме поиска места для его расположения, силовой агрегат требует предварительной консервации. Этот процесс включает в себя сливание бензина и продувку фильтров. Все динамические поверхности смазываются. В мотор заливается специальный консервант. При наличии видимых повреждений винта или гребного вала, необходимо произвести их замену. Внешняя часть агрегата обрабатывается водоотталкивающей смазкой.

Хранение силового агрегата может выполняться на горизонтально расположенной планке, прикрепленной к стене гаража. Сверху мотор укрывается чехлом. В подвешенном состоянии конструкция не будет помехой в помещении и обеспечит идеальное хранение, без деформации и нагрузки на отдельные механизмы.

Особенности рыночной конъюнктуры

Не секрет, что чаще всего наши рыболовы используют сравнительно дешевые двухтактные двигатели. Они просты в эксплуатации, а небольшая мощность делает их весьма популярными, с точки зрения величины выплачиваемого налога. Лидерами этой отрасли по праву считают марки Mercury, Johnson, Suzuki, Honda.

Правда, за последние года три, вследствие неимоверного повышения цен на «чистокровную» японскую продукцию, рынок закономерно завоевали многочисленные китайские компании. Стоимость этих моторов значительно ниже, но и уход за ними должен быть значительно качественнее, каким бы парадоксальным это не казалось.

Как поднять потолок в гараже своими руками

Конечно, каждому хочется иметь высокий потолок в гараже, но обычно высота гаражей стандартная, поэтому по собственному желанию увеличить ее не получится.

Если имеется желания и средства, то можно поднять потолок в гараже следующим способом:

  • Взять квадратный профиль размером 50 на 50, который вставляется в профиль 60 на 60;
  • В месте опоры приварены обрезки угла 40 на 40;
  • В профильной трубе размером 50 на 50 просверливаются отверстия с расстоянием в 10 см;
  • Крыша, например из профнастила, поднимается домкратами или при помощи крана.

Если не хочется трогать кровлю и разбирать крышу полностью, то можно разобрать пол чердака, для этого необходимо на стропильные пары вмонтировать ригеля на нужную высоту (не менее 2 м), затем снизу нашивается потолок, а сверху на ригеля устанавливают пол чердака.

Консервация и хранение лодочного мотора

Для лодки из ПВХ место определили, а что же у нас с лодочным мотором? Отечественные бренды, за их малочисленностью у современных рыбаков, рассматривать не будем, остановимся лишь на общих вопросах работы с иномарками.

Какие узлы лодочного мотора можно также рассматривать, как требующие повышенного внимания?

Редуктор лодочного мотора.Первое, с чего начнем, редуктор. Постоянно в воде, повышенная нагрузка, возможны нежелательные контакты корпуса и винта с подводными препятствиями.

Далее следует уже непосредственно ДВС и его КШМ (кривошипно-шатунный механизм)

Чтобы не особо сильно растекаться по древу, обращу внимание лишь на основной момент. Приготовление смеси карбюратором невозможно без участия воздуха, в котором, помимо кислорода, содержатся еще и водяные пары

Когда лодочный мотор постоянно работает, то их присутствие на его работу практически никак не сказывается.

Если же лодочный мотор остановлен и находится на хранении в помещении, где есть перепады температур, то очень высока вероятность выпадения конденсата на внутренние поверхности мотора. Учитывая, что мотор потом около полугода не эксплуатируется, последствия наличия конденсата не заставят себя долго ждать.

Иногда приходится слышать такую мысль, что, мол, масло, которое входит в состав двухтактной смеси, некоторое консервирующее влияние оказывает. Непродолжительное время действительно оказывает. А потом стекает, оставляя поверхность беззащитной. В нем нет присадок, которые оставались бы на поверхности металла. Если подобной защиты не будет, то при «гаражном» (в неотапливаемом помещении) хранении лодочный мотор не будет отличаться долгой и безоблачной жизнью.

Хранение необработанного лодочного мотора в теплом помещении заметно продлевает его моторесурс, но все равно это не выход из положения. Нужны некоторые шаги по консервации лодочного мотора, тем более что, как правило, они совмещаются с общими диагностическими и профилактическими действиями. Для себя, прежде всего, надо решить — заниматься этим самому или отнести лодочный мотор в сервис. Ничего особо сложного в этой работе нет, но нужен некоторый опыт самостоятельной работы, наличие времени, площадей и необходимого инструмента и расходных материалов. Если же такого опыта нет, то желателен бдительный присмотр кого-то из опытных коллег, который не столько бы подсказывал весь ход процесса пошагово, сколько помог бы в диагностике двигателя, особенно если у вас не новый аппарат, а уже изрядно б/у.

Условно можно разбить весь процесс консервации лодочного мотора на два этапа. Первый вполне по силам провести на воде, в последнюю рыбалку сезона. А вот для второго уже желательно наличие небольшой мастерской или подсобного помещения.

Консервацию лодочного мотора можно начать с подачи в систему питания мотора консерванта, который, распространяясь вместе с топливом, покроет защитным слоем не только элементы поршневой группы двигателя, но и все составные кривошипно-шатунной группы.

Подробная инструкция по применению прилагается к баллону с консервантом и совсем не сложно следовать этим указаниям. По завершении действия консерванта (самопроизвольная остановка двигателя) можно порекомендовать вывернуть свечу зажигания и распылить немного консерванта непосредственно в камеру сгорания.

После этого, не вворачивая свечу и не надевая предохранительную «чеку», сделать несколько протяжек мотора за пусковое, с тем чтобы максимально распределить консервант по поверхности зеркала цилиндров. Этим же приемом мы сможем максимально удалить воду из системы охлаждения мотора и из корпуса помпы. Можно дать лодочному мотору постоять некоторое время в вертикальном положении. А уже после это поставить свечу (или свечи) на место.

Для дальнейшей работы с мотором, на втором этапе, потребуется инструмент и желательно наличие мастерской, оснащенной некоторыми приспособлениями, например тисками.

Из расходных компонентов и материалов потребуются:

— трансмиссионное масло API SAE 80 w90 в редуктор (здесь лучше ничего не изобретать и следовать наставлениям производителей лодочных моторов, то есть лить только те марки масла, которые специальным образом предназначены для редукторов ПЛМ);

— запасные шайбы-прокладки для винтов заправки и контроля уровня масла;

— небольшой поддон для сбора сливаемого из редуктора отработанного масла;

— консервирующая смазка для трущихся пар;

— если на моторе уже накатано около 200 часов, то элементы водяной помпы (в первую очередь крыльчаткой, стаканом и нижней пластиной);

— если мотор 4-тактный, то потребуется также моторное масло API SAE 10 w30 или 10 w40 (минеральное) и новый фильтр (если он входит в конструкцию лодочного мотора).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий