Как выбрать лодку для рыбалки на мелководье

Содержание

Уже много лет я рыбачу с моторной лодки. Пользуясь японской силой своего мотора, побывал во многих местах, недоступных «безлошадному» рыболову. С появлением моторной лодки ареал рыболовных путешествий у меня радикально увеличился и ежегодно продолжает прирастать новыми водоемами. Благодаря ПВХ-лодке с винтовым двигателем для меня открылись лучшие реки и озера области, и даже заветные рыболовные места в соседних регионах.

Но всегда хочется большего.

Так, путешествуя по Абакану, являющемуся водной артерией горной Хакасии, в первый же выезд столкнулся с непроходимостью порогов и мелководных шивер — на моем винтовом моторе. Захотел подняться в верховья Томи – тоже вышла неудача: побил винт и деформировал вал. Ремонт вышел в кругленькую сумму. 

У ареала моих возможных рыбалок стали появляться границы. Так, со временем, я стал приходить к мысли, что кроме винтовой лодки мне нужен водометный комплект. Для рыбалки на мелководных и порожистых участках близлежащих рек. Рек, где летом воробью по колено. Но рыба-то там есть!

Стал не спеша изучать рынок водометных средств, присматриваться сначала к моторам-водометам, а затем и к специальным лодкам под водометный мотор.

С водометными моторами довольно быстро стало понятно всё более-менее: бери водометную насадку к своему винтовому или покупай готовый водомет (если мощности не хватает) – и будет тебе счастье! Получив ясность с моторами, стал определяться с лодкой. Точнее, с лодками: их — огромное количество, и все разные! И нюансов выбора водометной лодки – множество! Понял, что реально требуемая мощность мотора сильно зависит от конструкции конкретной лодки. В том числе, мелководность движения: у разных водометных лодок она разная. Еще, конструкция лодки сильно влияет на грузоподъемность и допустимую бурность течения.

В результате моих «водометных» исследований за пару лет накопился интересный объем знаний — о лодках под водометный мотор. Которым хочу поделиться с форумчанами. Подчеркну: это сугубо мои наблюдения и выводы, не лишенные субъективности.

Grizzly 740 CABIN PRO JET

Краткое описание

Все больше и больше наших граждан осваивают труднодоступные места. Сибирские реки отличный пример для этого. Однако, не мало опасных для хождения на катере мест есть и в европейской части России. Самое большое пресноводное озеро Европы – Ладожское, особенно славится своими капризами, резкими перепадами глубин и тд. В таких условиях гораздо комфортнее чувствовать себя не только в прочном и надежном катере. Водометные двигатели являются отличным решением для таких условий. И компания Grizzly представила свою новую разработку алюминиевого катера серии Pro 740 Jet. Оснащенный мощным водометным двигателем, сохранив при этом все особенности серии катеров для жестких условий.

Технические характеристики

Параметр Grizzly PRO JET 740
Длина (включая кринолин) 7.45 м
Длина корпуса 6.6 м
Максимальная ширина 2.15 м
Водоизмещение порожнем 1.45 т
Грузоподъемность 800 кг
Осадка 0.26 м
Килеватость 19 °
Толщина днища 5 мм
Толщина борта 4 мм
Мощность двигателя 260 л/с
Движитель водометный стационарный с возможностью управления углом наклона выходного сопла по вертикали посредством электропривода
Запас топлива 200 л
Кол-во пассажиров 8
Кол-во спальных мест 2

Дополнительное описание

Серия катеров Grizzly Pro создана для жестких условий, и в производстве этого модельного ряда использованы самые современные технологии. Катера исключительно надежны и долговечны, что обеспечивает взятый за основу сплав специального морского алюминия АМГ 5-М толщиной до 6мм. Во время сварки корпуса используется высокотехнологичные современное оборудование. Большая толщина корпуса открывают новые горизонты для этих катеров, по этой причине серия Pro уже сегодня эксплуатируется в разных частях нашей страны, в том числе и на морском побережье, обеспечивая безопасность и контроль границ, порядок на водной акватории. Наша компания постоянно усовершенствует свою материально техническую базу, внедряя все новые инновации производства современных катеров мирового уровня.

Далеко не всегда под килем есть достаточная глубина, и акватория предсказуема. Далеко не все водоемы нашей страны имеют электронные лоции с четко проставленными глубинами и подводными опасностями. В таких случаях успешно применяются катера, оснащенные водометным двигателем. Такая практика давно применима в западных странах. Однако аналоги родом из западных стран отличает высокая стоимость и оптимизированность под немного другие условия эксплуатации.

Взяв за основу хорошую идею, мы сделали катер, отвечающий всем требованиям эксплуатации в сложных условиях.

В таких условиях использование классического подвесного двигателя неизбежно приводить к большим проблемам. Особенности же водометного двигателя не только позволяют проходить участки с минимальной глубиной, но и заметно превосходят в показателях тяговой мощности при полной загрузке

Это крайне важно в тех случаях, когда лодка используется для заброски туристической группы в труднодоступные места, а, следовательно, кроме самих пассажиров, вес удваивается за счет многочисленного скарба

Невозможно жестко определить область применения этой модели. Хорош для рыбалки, ведь есть много места, как в кокпите, так и достаточно, чтобы расположиться со спиннингом в носовой части. Лодка очень остойчива и хорошо подходит для всех видов рыбной ловли. Однако, далеко не только рыбалка стихия этого катера.

Катер выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава, полностью автономен и за счет рубки-кабины, позволяет увеличить навигацию на несколько недель, когда в открытой лодке уже совсем не комфортно. Катера серии Pro Grizzly отличает ориентированность на жесткие условия, и данная модель своего рода флагман, поскольку для этого катера доступны те места, до которых невозможно добраться на классической лодке. При этом сохранены все основы компании, делать катера не только надежные и практичные, но и удобные и современные.

Большой выбор опций позволит выбрать именно то, что необходимо в зависимости от условий эксплуатации катера. Все катера нашей компании комплектуются только качественными приборами, и каждый заказчик имеет возможность выбрать что-то по своему вкусу и необходимости.

Лодка для рыбалки — варианты

При выборе лодки для рыбалки следует прежде всего учитывать размеры тех водоёмов и рек, где она чаще всего будет эксплуатироваться. Также рыбак сразу должен определиться, что ему важнее — вес и компактность плавсредства, или же комфорт и удобство в нём.

Пакрафт

Фото 12. Пакрафты перед сплавом по горной реке. Автор фото: Paxson Woelber.

Фото 13. Пакрафт — лучший способ совместить сплав по речке с велопокатушкой. Автор фото: Sven Schellin.

Изначально пакрафт подразумевался как спортивное плавсредство для водного туризма, совмещённого с пешими походами или велопокатушками, посему он незаменим для тех рыбаков, которые путешествуют к местам ловли пешком, на велосипеде или общественным транспортом.

Фото 14. Пакрафт в суровых условиях Севера

Обратите внимание на вытянутую корму — такая форма обеспечивает лучшие остойчивость и курсовую устойчивость. Автор фото: Paxson Woelber

По умолчанию пакрафты комплектуются байдарочным веслом и не имеют держателей для спиннинга, поэтому для рыбалки их придётся немного доработать — приклеив соответствующие «причендалы»

Также стоит обратить внимание на наличие деки — полотнища, приклеенного сверху баллонов — оно защищает внутреннее пространство от брызг. Дека востребована для водного туризма — для прохождения порогов, рыбаку же она не особо нужна (и будет только мешаться), поэтому при покупке пакрафта лучше выбирать модели без деки

Тем не менее, в последнее время некоторые производители взялись изготавливать особые, адаптированные для рыбалки пакрафты.

Гребная лодка

Хороший вариант для тех, кто рыбачит на небольших водоёмах, совмещает рыбалку со сплавом по малым и средним рекам, и не нуждается в мощном моторе. Самые лёгкие гребные лодки — одноместные, весят примерно 10 кг, двухместные — раза в полтора, а то и в два больше. Могут комплектоваться небольшим навесным транцем для электромотора или маломощного ДВС.

Рыболовная байдарка

В принципе, в качестве альтернативы традиционному рыбацкому «бублику» подойдёт любая надувная или каркасно-надувная байдарка — без деки, шириной не менее метра. А некоторые производители туристических плавсредств специально адаптируют свои изделия под рыбацкие нужды, оснащая их жёстким полом, держателями для удилищ, удобным креслом-сидушкой и распашными вёслами. Есть также и модели с транцем (т. н. «катабайд»).

Чем хороша такая лодка? Прежде всего она имеет лучшие, по сравнению с обычной рыбацкой, ходовые качества — благодаря заострённым и закаяченным носу-корме, и более приспособлена для рек.

Моторная

Фото 17. Надувная лодка с транцем под мотор. Автор фото: Andshel.

Такие лодки уже комплектуются полноценным транцем, на который можно подвесить тяжёлый мотор. Они незаменимы на больших водохранилищах, где нередко возникает необходимость обловить несколько мест, порядком удалённых друг от друга. Ну и само собой — без моторки на большой реке тоже делать нечего.

При выборе лодки под мотор следует обязательно ознакомиться с тем, под движки какой мощности она предназначена — это указывается в паспорте.

Для каждой лодки есть свой максимальный предел мощности мотора, который складывается из таких параметров как: габариты плавсредства, его масса и крепость транца. Ставить что-то более мощное нельзя — это может привести к тому, что лодка исполнит «сальто» при выходе на глиссирование, или же транец банально треснет.

Несколько полезных советов

Головка цилиндра крепится четырьмя болтами под ключ на 8. Грани на болтиках очень хлипкие. Если они сильно «прикипят», то открутить их будет трудно. Поэтому, рекомендую заменить их на нормальные болты, под ключ на 10. Менять их следует по очереди: сначала первый, потом второй, и т. д.

Для смешивания топлива с маслом, замены смазки в редукторе, откачки оставшегося топлива из бачка, я приобрёл такой шприц.

Очень удобная вещь. Нельзя после навигации сливать топливо из бачка, перевернув мотор головой вниз. При этом неизбежно остатки воды из дейдвуда попадут в камеру сгорания и кривошипно-шатунный механизм.

Штатные хомуты, установленные между топливным краном и бачком, оказались ненадёжными: после длительного хранения (мотор хранится в котельной), я почувствовал запах бензина. В бачке оставалось грамм 100-150, топлива. Открутив пробку на крышке бачка, я услышал как из него с шумом и свистом вышел воздух. Во время хранения в бачке поднялось давление, хомуты не выдержали и часть топлива просочилась.

Штатные хомуты я заменил на такие, купленные в автомагазине. Следы красного вещества на хомутах, это не ржавчина. Это специальная водостойкая смазка.

Всем водномоторникам, чистого фарватера и семь футов под килем!

Выбор мотора

К сожалению, узкоспециализированные лодочные двигатели для мелкой воды встречаются редко. К таковым можно отнести разве что аэровинты, которые в принципе не погружаются в воду, но их использование на отечественных речках и лиманах будет выглядеть как минимум странно. Поэтому, в принципе, можно использовать почти любой двигатель, если он обладает следующими качествами:

  • подходит для установки на вашу лодку;
  • обладает адекватной мощностью;
  • имеет минимум одно, а лучше два-три мелководных положения;
  • защищен от втягивания ила, ряски и грязи.

В некоторых случаях, например на чистой воде, можно использовать водометные моторы, которые работают как раз в подповерхностном слое. Но для лодок-болотоходов они совершенно не годятся.

Внимание! Очень многое зависит от самого водоема, на котором вы собираетесь ловить рыбу.

Под адекватной мощностью подразумевается мотор, работающий не очень шумно и позволяющий плыть со скоростью около 4 км/ч. Требуемая мощность находится в диапазоне 2-4 л.с. Плыть быстрее опасно — можно повредить лодку.

Мелководное положение — это специальная фиксация вала и винта в подповерхностном слое, среднее положение между опущенным и поднятым. Лучше всего, если мелководных «уровней работы» у мотора будет несколько — можно подобрать наиболее подходящий.

Фото 3. Водометный лодочный мотор.

Кроме того, обратите внимание на материал винта. Винт должен быть сделан из стали, т. к

алюминиевый или дюралевый легко повреждается о дно. Неплохим вариантом является винт из углепластика. При маломощном моторе выбирайте винт с большим количеством лопастей — 5, а не 3. Он создаст большее усилие.

Поскольку ключевым условием для рыболова является малошумность, можно использовать электродвигатель, работающий от аккумулятора. Он не обладает большой мощностью, зато работает очень тихо.

По мелководью на лодке с водомётом

По мелководью на лодке с водомётом

Выбор между ПВХ и пластиком

Плюсы и минусы надувных лодок

«Лучшим другом» рыболова уже много лет считается надувная лодка. Ее несомненными достоинствами являются:

  • транспортабельность;
  • малая осадка в воде (даже с большой загрузкой)
  • отличная остойчивость.

Надувные лодки настолько устойчивы, что выдерживают даже скопление груза и пассажиров на одном борту, тогда как, например, шлюпка при этом легко может перевернуться. Благодаря малому весу они легко перетаскиваются волоком по берегу, если в этом возникает необходимость.

Существует большое разнообразие надувных лодок и катеров для разных целей (вплоть до спасательных операций на море), но нас сейчас интересует только небольшое плавсредство для двух-трех человек, гребное либо предусматривающее тихий маломощный мотор (до 4-х л.с. мощностью). Использование более мощных двигателей в данном случае нерационально.

Так как мелкая речка, пруд или озеро при передвижении по ним создают опасность повреждения плавсредства, во главе угла оказывается сочетание малой осадки с плоским дном повышенной прочности.

Внимание! Максимальной прочностью обладают стальные и дюралиминиевые лодки, но они предназначены для передвижения по глубоким участкам. Плоскодонки из дерева неплохи, но промышленным способом уже давно не производятся.. Поэтому, выбирая для передвижения по мелководью надувную лодку, стоит сделать выбор в пользу плавсредства, изготовленного из ПВХ

Поэтому, выбирая для передвижения по мелководью надувную лодку, стоит сделать выбор в пользу плавсредства, изготовленного из ПВХ.

Это поливинилхлорид, используемый в сочетании с армированием специальным кордом. Фактически лодка изготавливается из композита — упрочненный корд для жесткости, покрытый сверху многослойным — от трех до пяти слоев — поливинилхлоридным материалом.

Следует отдавать предпочтение пятислойному композиту из ПВХ с жестким кордом, т. к. велика вероятность повреждения плавсредства каким-либо подводным объектом — от камня до коряги. Лодки из ПВХ обладают следующими преимуществами по сравнению с резиновыми:

  1. Высокая стойкость к истиранию.
  2. Высокая стойкость к отслаиванию от корда.
  3. Высокая химическая стойкость.
  4. Относительная легкость ремонта.

Недостатком лодок из ПВХ можно назвать их слабость перед солнечным светом. Этот материал не любит длительного нахождения на свету, поэтому на хранении лодку нужно сдувать или накрывать тентом.

Плюсы и минусы жестких лодок

Жесткие пластиковые или композитные лодки-плоскодонки с малой осадкой также являются неплохим вариантом для мелкого дна. Они изготовлены из полиэфирных (близких к эпоксидным) смол методом формования. В них присутствует жесткий каркас.

Для мелководья можно выбрать пластиковую лодку длиной до 4 метров, с высотой бортов не более 50 см. Ее достоинства будут следующими:

  1. Приемлемая масса для перетаскивания волоком на небольшое расстояние.
  2. Стойкость к коррозии, к солнечному свету, другим агрессивным факторам.
  3. Относительная прочность.
  4. Положительная плавучесть в случае опрокидывания (хотя для мелководья это не актуально).
  5. Лучшая управляемость по сравнению с надувными.

Жесткий полимерный корпус может выдержать посадку на мель или столкновение с рифом на небольшой скорости, например, при движении на веслах. Пластик не может быть разорван, к примеру, при транспортировке — случайным зацепом об острый предмет. Но для провоза к месту рыбалки даже маленькой пластиковой лодки потребуется автомобиль.

Фото 2. Современная пластиковая плоскодонка.

Основным недостатком пластмассовых лодок является сложность ремонта. Дырку в металле можно заварить, дырку в ПВХ залатать при помощи вулканизации, но заделать пробоину или трещину в пластике в бытовых условиях практически нереально.

Лучшая гребная лодка ПВХ по качеству и цене Intex Seahawk-400

  • грузоподъемность 400 кг;
  • трехслойный армированный ПВХ;
  • держатель для удочки;
  • можно модернизировать для установки подвесного мотора;
  • оптимальная по критерию цена-качество.

Вошла в рейтинг лучших лодок ПВХ как легкая гребная модель. Установка мотора не предусмотрена. Сделана из трехслойного армированного ПВХ толщиной 0,75 мм. Материал не боится соленой воды, попадания машинного масла, бензина. Вес всего 21,5 кг, что позволяет переносить ее одному человеку. Грузоподъемность 400 кг, рассчитана на 4 человек

Реально может взять на 100–150 кг больше, но плыть придется осторожно. Рыбачить удобно только вдвоем

Размер в надутом состоянии 351х145х48 см. Безопасность обеспечивается тремя воздушными камерами. Лодка укомплектована держателем для удочки, леерным тросом по периметру, веслами, уключинами для них, 2-мя мягкими сидениями, ручками для переноски, насосом, ремкомплектом. Штатным насосом лучше не накачивать – разумнее взять автомобильный компрессор.

Сдувается не до конца, поэтому лучше взять большую сумку для перевозки. Если поставить жесткий транс, то можно использовать подвесной мотор до 10 л. с., но лучше брать модели до 5 л. с. Дно следует укрепить фанерой, сделав жестким.

ПВХ Intex Seahawk-400 подойдет для охотников, рыболовов. Хороша она для отдыха на спокойном водоеме с медленным течением. Подходит для мелководья.

Владельцам нравится легкость, невысокая цена, 3 баллона, грузоподъемность, возможность установки транца. Недостатком называют мягкое дно и сиденья. Сложно сдувается.

Плюсы:

  • грузоподъемность 400 кг, реально 500 кг;
  • вес 21,5 кг;
  • 3 отдельных баллона;
  • можно установить транец для мотора;
  • цена 7–11 тысяч рублей;
  • держатель для удочки, уключины;
  • оптимальна по критерию цена-качество.

Достоинства лодок ПВХ

    • Простота хранения лодок ПВХ. Резиновую лодку перед хранением нужно тщательно отмыть, как следует просушить, обсыпать тальком и хранить, по возможности, развернутой, в частично накаченном состоянии, чтобы лодка не сгнила и не покрылась плесенью. С лодкой ПВХ никаких таких проблем нет, свернул и положил на хранение до весны: в гараж, на лоджию, в подвал. Температура хранения лодки ПВХ от -40 до +50 градусов. Резиновую лодку желательно хранить при температуре от -5 до +35 градусов.
    • Лодки ПВХ более устойчивы к разрывам и истиранию. Ткань ПВХ по своей структуре более плотная и грубая, поэтому лучше выдерживает механические воздействия. Прорезиненная ткань резиновой лодки плохо сопротивляется продольным разрезам, поэтому резиновую лодку нужно беречь от острых веток, коряг, острых камней и осколков стекла.
    • Швы лодок ПВХ значительно прочнее и эстетичнее швов резиновых лодок. Швы являются самым слабым местом резиновой лодки, для их усиления швы обклеивают специальными лентами, поэтому выглядят они значительно менее эстетично. И несмотря на усиление швов лентами, прочность швов резиновой лодки все равно хуже, чем у лодки ПВХ. Прочность швов на разрыв у лодки ПВХ 3,5-4,5 кг., у швов резиновой лодки 0,5 кг.
    • Баллоны лодок ПВХ держат более высокое давление, их рабочее давление 0,3, у резиновых лодок рабочее давление 0,15. Давление в баллонах резиновой лодки нужно тщательно контролировать, иначе при жаре, перекаченные баллоны могу разорваться, такое может особенно случится со старой лодкой, прослужившей своему хозяину много лет. С лодкой ПВХ такого не случается.
    • Лодки ПВХ имеют меньший вес, чем резиновые надувные лодки. Особенно чувствительным этот момент становится, при надувной лодке больших габаритов.
    • Ткань из которых изготавливаются лодки ПВХ намного практичнее прорезиненной ткани. Она не гниет, не подвергается воздействию грибков и бактерий, не впитывает влагу, не боится морозов, ультрафиолета.
  • Лодки ПВХ хорошо подходят для использования с мотором, так как ткань ПВХ не боится контакта с нефтепродуктами: бензином, машинным маслом.
  • Производители ткани ПВХ выпускают более 20 цветов и оттенков своих тканей, что позволяет дизайнерам и конструкторам лодок ПВХ создавать красивые и эстетично выглядящие лодки под любой вкус своих клиентов.
  • Лодки ПВХ считаются более безопасными, даже в случае прокола баллона лодки, воздух из баллона лодки ПВХ выходит значительно медленнее, оставляя хозяину лодки больше времени на принятие мер по спасению лодки и имущества, находящегося в лодке. Резиновые лодки тонут быстрее.

Водометный двигатель для лодки ПВХ

Сборка самодельного мотора для лодки ПВХ ничуть не сложнее, чем для других типов лодок, а наоборот, несколько проще. Это связано с тем, что для этого подойдут любые подвесные моторы, мощностью от 15-ти до 20-ти лошадей. К тому же, приобрести подобные лодочные моторы не проблематично, а надежность их довольно высокая

Следует обратить внимание и на широкий ассортимент подобной продукции, что позволяет выбрать подходящий вариант

При этом, следует уделить внимание моделям с наименьшим весом, что особенно важно. В связи с этим, следует отдать предпочтение импортным образцам, хотя подобные лодочные моторы выпускаются и отечественным производителем. При этом, ни для кого не секрет, что отечественные модели не настолько надежные, как заграничные

К тому же, они отличаются более бесшумной и экономной работой

При этом, ни для кого не секрет, что отечественные модели не настолько надежные, как заграничные. К тому же, они отличаются более бесшумной и экономной работой.

Для постройки водометного двигателя для лодки ПВХ следует приобрести такие составляющие:

  • Подвесной лодочный мотор.
  • Специальный редуктор.
  • Специальный фланец.
  • Ступицу.
  • Сварочный аппарат.
  • Развертку водосборника.
  • Чертеж двигателя.
  • Штуцеры.
  • Водостойкий клей.

Технология превращения обычного лодочного мотора в водометный двигатель такая же, как и при изготовлении водомета для обычной лодки.

Подготовительные процедуры

Это очень важный этап в создании водомета для лодки ПВХ, поскольку от правильных действий будут зависеть его эксплуатационные возможности. При этом, нужно учесть такой момент, как наличие специального инструмента, а также наличие материалов, отвечающим заявленным техническим характеристикам.

Как правило, подобные работы не считаются особо трудными и с ними может справиться практически любой владелец лодки, если проявит желание.

Процесс изготовления

Как правило, входная часть патрубка должна быть в 1,5 раза больше по диаметру, чем сам водовод. При переходе очень мелких участков, глубиной 0,1-0,15 метра, возможны редкие толчки, что указывает на недостаточное количество воды, поступающее в водомет. Именно в этот момент он может забиться. Это связано с тем, что на особо мелких участках патрубок может захватить ил или песок, с наличием других предметов. Чтобы этого не случилось, необходимо предусмотреть входной фильтр.

Чтобы конструкция нормально работала, желательно ее изготовить по чертежам. Найти их не составит большого труда, тем более при наличии Интернета. Хотя возможны варианты с недоработанными чертежами. То есть возможны такие чертежи, по которым водометы не изготавливались и их работоспособность не проверялась. Подобные работы требуют специального инструмента и специальных навыков работы с материалами и инструментами.

Водомет для лодки ПВХ работает в обычном переходном режиме, способном вывести лодку на глиссирование, при скорости 13-17 км/час. Коэффициент полезного действия (КПД) подобных конструкций составляет не меньше 50%, что вполне приемлемо и чем не может похвастаться классический тип лодочного мотора.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий