Нижняя терсь

Географическое положение Томи

Исток Томи

Исток реки Томь находится на территории Республики Хакасия. Свое начало река берет на западных склонах хребта Абакан (горный хребет, в составе горной системы Западный Саян) в его северной части, практически на стыке с Кузнецким Алатау.
У реки Томь два истока. Исток Левая Томь образуется на горе Карлыган (максимальная высота – 1747 метров). В небольшой чистый лог на юго-западном склоне Карлыгана стекается множество ручейков, здесь они сливаются в единый поток, называемый Левая Томь.
Исток Правая Томь является главным и самым длинным истоком реки Томь. Образуется он на горе Каскылах (максимальная высота – 1440 метров). На южном склоне Каскылаха, на высоте 1200 метров находится болото. Из этого болота в елово-березовой роще на поверхность выходит ручей, так рождается исток Правая Томь.
Стекая ниже по склонам Абаканского хребта Правая и Левая Томь, примерно на высоте 903 метра сливаются в реку Томь. Также в Томь, в районе ее истоков, вливается множество небольших речек и ручейков, увеличивая ее поток.

Томь в нижнем течении

В районе города Новокузнецка в Томь впадает один из ее левых притоков река Кондома (427 км). Верхним течением Томи является расстояние от истока до устья Кондомы. На этом отрезке длина реки составляет 267 километров.
В верхнем течении Томь, на протяжении 213 километров, проходит по горным районам Республики Хакасия и югу Алатауско-Шорского нагорья Кемеровской области. На этом отрезке течение реки имеет горный характер. Долина реки узкая и глубоковрезанная, высота бортов доходит до 150-200 метров. Скорость течения быстрая – до 2,1 метров в секунду. Русло изобилует порогами и каменистыми перекатами. Глубина реки на перекатах не превышает 35 сантиметров.
При пересечении границы Республики Хакасия и Кемеровской области и далее до устья реки Теба ширина Томи составляет 50-100 метров, глубина – от 1 до 1,7 метров. Долина реки остается узкой с крутыми бортами, достигающими в высоту до 1000 метров, поймы нет. Скорость течения составляет 2,8 метров в секунду.
От устья Тебы до Новокузнецка ширина русла увеличивается до 120-300 метров, ширина долины реки достигает 1,5-2 километра. Скорость течения уменьшается до 1,5-2 метра в секунду.
После слияния Томи с ее двумя крупными притоками, рек Уса (179 км) – район г. Междуреченск и Мрассу (350 км) – район г. Мыски, река становится более широкой и полноводной. Ширина русла составляет 200-400 метров, скорость течения – 1м/с. Правый берег реки остается крутым, левый становится пологим.
От устья реки Мрассу Томь пересекает границу горных массивов с Кузнецкой котловиной и приобретает более равнинный характер течения, в русле реки появляются острова, на плесах скорость течения снижается до – 0,1 — 0,3 м/с. Далее Томь принимает в себя около десятка более мелких притоков, после впадения реки Кондома она окончательно приобретает характер равнинной реки. От устья Кондомы до города Юрга – среднее течение Томи.

Река Томь в среднем течении

От города Новокузнецка до города Томска — Томь, типичная равнинная река с медленным и неторопливым течением. Протекая через Кемеровскую область, река собирает основную массу водосбора региона.

Река Томь в верхнем течении

Начиная от Томска река становится широкопойменной, в некоторых местах ее глубина может достигать 10 метров. После Томска река часто делится на рукава и протоки.

Устье Томи. Куда впадает Томь.

Устье Томи находится в 45 километрах от города Томска. Здесь река Томь впадает в реку Обь, являясь одним из основных ее притоков. 

Бассейн реки Томь

Бассейном реки Томь является часть республики Хакассия, часть Алтайского края и республики Алтай, небольшая часть Новосибирской и Томской областей, а так же большая часть Кемеровской области. Основной водосборный бассейн реки Томь это юг Кемеровской области, а именно горы Горной Шории.

Схема реки Томь. Бассейн реки Томь на карте:

Судоходство на Томи в прошлом и настоящем.

Прошлое судоходства на Томи

Река Томь когда-то являлась одним из наиболее стратегически важных водных путей и была судоходна начиная от устья и вплоть до города Новокузнецка. Река соединяла важные города и служила транспортной водной артерией меду ними.
В начале 17 века с возникновением города Кузнецка по реке уже ходили речные судна того времени – дощаники и маленькие лодки, которые служили для перевозки людей и их грузов. Со временем Томь превратилась в грузовую артерию между Кузнецком и Томском для перевозки таких товаров, как мед, древесина, уголь, хлеб, строительный камень и кедровый орех. Долгое время река считалась непригодна для пароходства из-за быстрого течения и наличия опасных участков особенно на отрезке, который располагается выше Томска. Однако, в конце девятнадцатого века в связи с началом строительства Сибирской железнодорожной магистрали начались работы по исследованию реки и результаты этих исследований оказались обнадеживающие. Таким образом, 6 июня 1889 года в город Кузнецк из Томска прибыл первый пароход под названием «Томь».
В жизнь реки начал активно вмешиваться человек. Во первой половине 20 века со дна реки начали добывать в огромных масштабах гравий и глину, проводили взрывные работы, чтобы по реке было возможно прохождение груженных судов и барж. Со временем количество судов увеличилось, они начали курсировать чаще. Появились частные конторы, которые осуществляли перевозки между Кузнецком и Томском, останавливаясь в деревнях и селах. Пассажирские суда стали самым быстрым и востребованным видом транспорта. Но уже к 1918 году судоходство практически сошло на нет из-за революции 1917 года и последующей Гражданской войны. Однако, во второй половине 20 века речные перевозки пассажиров и грузов начали возрождаться и вернулись к дореволюционным объемам. Строились новые теплоходы, краны и места для зимовки судов.

Судоходство на Томи в наше время.

Вмешательство человека не прошло бесследно и в настоящий момент река сильно обмельчала, появились островки и отмели, что в свою очередь снижает пропускную способность реки. К тому же использование речного пассажирского транспорта попросту нерентабельно по сравнению с другими видами, поэтому судоходство не имеет былых масштабов. В последние годы навигацией на реке Томь занимается ОАО «Томская судоходная компания», которая осуществляет грузоперевозки для нефтегазового комплекса с общим объемом грузов до 6 млн тонн.

Еще каких-то 5-10 лет назад между Новокузнецком и селом Ячменюха ходил настоящий пассажирский катер. на который можно было купить билет. Путь до Ячменюхи занимал 4 часа, в пути катер останавливался возле других деревень, стоящих на Томи. Но из-за обмельчания Томи данный маршрут был закрыт.

Животный и растительный мир реки Томь.

Животный мир Томи. Рыба Томи

Животный мир реки Томь представлен достаточно большим разнообразием рыб. Когда-то здесь водилось до 29 видов рыб, но в связи с изменением климата и хозяйственной деятельностью человека, русло реки значительно обмелело. Еще одной колоссальной проблемой явилось загрязнение Томи. Все это в совокупности послужило сокращению рыбных запасов реки. Однако, в последнее время наблюдается значительное улучшение экологической обстановки. Слив отходов практически прекратился, сократилась добыча гравия и было практически приостановлено судоходство. Загрязненная стоками промышленных предприятий, река Томь постепенно очищается и в ее воды возвращаются такие виды рыб как хариус, ленок, таймень, осетр, пелядь, стерлядь, некоторые из которых находятся в Красной книге.

Однако стоит отметить, что многие из них не восстановили свою былую популяцию, поэтому находятся под охраной. Но не стоит отчаиваться, так как здесь также водятся окунь, щука, карась, судак, язь, чебак, гольян, налим, вьюн, сиг, елец. Рыбалка в водах реки Томь никогда не будет скучной и для спиннигистов, и для нахлыстовиков и поплавочников. Никто не уйдет без улова. Нужно лишь найти правильное место для рыбалки. Опытные рыбаки говорят, что наиболее подходящими считаются места, где в реку впадают ее притоки.

Растительный мир на береговой территории Томи
Вдоль русла реки Томь можно встретить много неповторимых и невероятной красоты мест: здесь и тайга, и скалистые берега, места слияния с более мелкими реками. В связи с разнообразием рельефа и климата берега реки Томь отличаются пестротой почвенного покрова. В свою очередь это не могло не сказаться на разнообразии растительного мира этой местности. На горных вершинах близ Томи произрастают растения характерные для таких природных зон, как тундра и альпийский луг, а низины и среднегорье заполнены пихтово-осиновыми лесами. Предгорья и межгорные котловины представлены растительностью степей и лесостепей. Все леса, где протекает река Томь, можно разделить на два типа: хвойные и лиственные. Основные лесообразующие породы хвойного леса — сосна, ель, кедр, пихта. Темнохвойные леса принято называть черневой тайгой из-за темной окраски хвои, которой обладают деревья. Что касается лиственных пород деревьев, то здесь преобладают ива, липа, рябина, осина и береза. Для южной лесостепи характерны травы: полынь, типчак, ковыль, эспарцет, тонконог, полынь. Как правило они растут в оврагах и пустошах. Кроме того, в лесостепях и лесах в близ береговой территории Томи, растет большое количество плодовых и ягодных кустарников и грибов.

Хозяйственное использование реки Томь.

Томь, как приток Оби, играет важную хозяйственную роль в своих регионах. Река используется как питьевой, рыбохозяйственный и санитарно-бытовой водоем.
Если рассматривать первый пункт хозяйственного использовании Томи, то смело можно утверждать, что состав воды по своим биологическим и химическим свойствам крайне близок с самыми уникальными источниками пресной воды. Речная вода не имеет посторонних привкусов и запахов, а так же окраски

Таким образом, Томь является крупным, а главное чистым источником водоснабжения в нескольких областях России.
Драгунский водозабор реки Томь так же имеет важное хозяйственное значение. Находясь близ села Атаманово, он активно используется водоканалом Новокузнецка.
Касательно рыбохозяйственного промысла, река также является кормилицей Томской и Кемеровской областей

В Томи и ее водозаборах встречается крупноразмерный лещ, карп, щука, окунь, судак.
За прошедшую пятилетку уровень переработки рыбопродуктов вырос в 2,5 раза, объем выловленной рыбы в 7,5 раз, а количество рыбоводных хозяйств аж в 10 раз, что свидетельствует об интенсивном развитии данной отрасли.
Кроме этого Томь имеет перспективы рыболовного и охотничьего туризма, что влечет за собой возведение соответствующей инфраструктуры. Это, в конечном итоге, так же принесет немалую прибыль регионам.
В середине XX века было предложено объединить русла двух рек: Оби и Томи, для создания судоходного канала. Этот канал должен был стать коротким транспортным путем для судов, следующих по маршруту Новосибирск- Томск. Кстати, судоходство по реке, так же играет немаловажную роль в хозяйственной жизни Томской области. Ранее судоходство по реке было открыто от устья до Новокузнецка, а ныне до Томска.
Добывающая промышленность так же добралась до Томи. Из русла близ областного центра Томской области добывают песчано-гравийную смесь, даже несмотря на то, что это снизило уровень воды более чем на 2 метра и оголило скальный порог в русле.
Огромное количество предприятий, находящиеся в бассейне Томи, используют энергоресурсы реки в личных целях, в частости сливая в водоем отходы производства. Например промышленный Кузбасс.
Река Томь должна была стать одним из поставщиков электроэнергии в кемеровской области, приютив на своем берегу Крапивинскую гидроэлектростанцию, но этот проект был заморожен в 1989 году, без перспектив на возобновление строительства.

Особенности рыбалки на реке Томь

Томь – разноплановая река, на которой рыбачат различными направлениями ужения. Это спиннинг, донные снасти, поплавочные удочки, нахлыст, троллинг и другие. В зимний период активно ловят жерлицами, мормышками, отвесными блеснами.

Спиннинг – лучшее направление ужения хищной рыбы. На Томи популярен джиг и прочие «взрослые» приманки. Лайтовые методы применяются редко, преимущественно при охоте на полухищных и мирных представителей ихтиофауны, таких как елец, хариус, язь.

Зимняя Томь – перспективное место ловли

На Томи спиннингом можно ловить с берега и лодки. В первом случае понадобятся дальнобойные снасти, поскольку многие перспективные точки находятся на приличном удалении от рыболова. Во втором – целесообразно приобрести эхолот, чтобы быстрее исследовать акваторию и находить стоянки рыбы.

Совет! Если позволяет плавсредство, то целесообразно попробовать троллинг на среднеглубинные и заныривающие воблеры. Это результативное направление при охоте на щуку.

Мирных представителей ихтиофауны традиционно принято ловить донными снастями и поплавочной удочкой. Самое популярное направление рыбалки – фидер. Для него понадобятся средние и тяжелые снасти, оснастки весом от 80 граммов. В качестве приманок применяют червя, опарыша, мотыля, реже растительные насадки. В уловах встречается лещ до 3 кг, плотва до кила, язь до 2–3 кг, карась и линь до 600–700 граммов.

Зимой со льда на рукавах и протоках ловят мормышками, блеснами, балансирами, расставляют жерлицы и поставушки. На течении используют донные снасти – покаток, вертолет и прочие. В уловах «пингвинов» преобладает окунь, подлещик, плотва, судак и щука.

Кладовые здоровья

Люди равнодушные к рыбной ловле, предпочитающие этому занятию сплавы, наслаждаются таёжной природой Тайдона, его вкусной питьевой водой и романтикой туризма. Отдых на этой реке всегда заряжает положительными эмоциями и здоровьем. По берегам реки растут целебные травы, дикие кустарники малины и смородины, огромные вековые кедры щедро усыпаны шишками. Уровень воды в Тайдоне круто меняется на протяжении всего летнего периода. Ливневые осадки способны в одночасье превратить чистую мелководную реку в стремительный мутный поток, несущий с огромной скоростью обломки деревьев и вывороченные кустарники. Но спустя несколько сухих и жарких дней, уровень вновь приходит в норму и кристальная горная вода вновь становиться пригодной для питья. С конца августа по октябрь, при отсутствии затяжных осенних дождей, Тайдон сильно мелеет, что делает его практически не проходным для маломерных судов. По акватории Тайдона, в этот период способны двигаться лишь специальные водомётные катера, судна на воздушной подушке и аэролодки. Тайдон пересекают несколько автомобильных направлений, двигаться по которым способны только хорошо подготовленные внедорожники, квадроциклы, многоосные грузовики и гусеничная техника.

Более подробно о реках

Практически все реки Кемеровской области, представляющие собой живописные водные источники, относятся к бассейну реки Обь. Большую часть котловины Кузнецкой занимают реки: Томь, Кондома, Терсь, Уса, Мрас-Су и Чумыш.

Основная водная артерия области – Томь, имеющая исток на главном хребте Кузнецкого Алатау (более подробные сведения о реке далее в статье).
Кондома – левый приток Томи, являющийся довольно извилистым (шорское слово «кондома» в переводе означает «извилистая»).
Когда говорят Терсь, имеют в виду несколько рек, впадающих в Томь. Есть нижняя Терсь, средняя и верхняя Терсь. Все они являются правыми притоками р. Томь.
Уса – правый приток реки Томь (длина – 651 км).
Мрас-Су – левый извилистый и порожистый приток Томи.
Чумыш протяженностью около 644 километров впадает в реку Обь под Барнаулом (примерно в 88 км).

Список рек Кемеровской области (с протяженностью), имеющих наибольшее значение для края:

Томь (827 км) ;
Иня (663 км) ;
Кия (более 500 км) ;
Яя (380 км) ;
Мрассу (338 км) ;
Чумыш (644 км) ;
Кондома (392 км) ;
Сары-Чумыш (98 км) ;
Ур (102 км).

Сплавы по реке Томь (Томская область)

Маршрут № 1

Томск — Ярское — Усть-Сосновка (авто) — Самусьская РЭБ (Моряковка или Орловка) (по реке) — Томск (авто), 1 категории сложности. Протяжённость маршрута — 200—220 км. Сплав на байдарках — 100—120 км. Продолжительность маршрута — 5-6 дней.

Из Томска до Ярского можно доехать автобусом. C автовокзала Томск-I отходит пять раз в день. От Ярского до Усть-Сосновки надо добираться на попутной машине. От Ярского к Усть-Сосновке идёт просёлочная дорога. С полей нужно идти по дороге идущей по пашне по направлению к Томи. По пути нужно преодолеть три лощины, в каждой из которых течёт ручей. Последний ручей очень шумный. Поэтому его и назвали Шумихой. От Шумихи до речки Сосновки примерно 5 км. На правом берегу Сосновки, у впадения её в Томь, можно остановиться на ночлег.

Сплав на байдарках можно начинать от места стоянки. До Ярского на Томи существенных препятствий нет. У Ярского каменная гряда с левого берега вдаётся далеко в русло реки. Скала хорошо выделяется на общем фоне. На камнях у скалы Бойцов Камень можно перевернуться и пропороть байдарку. Нужно быть внимательным.Далее, до Батурино можно плыть спокойно. У Батурино река разбивается на множество проток. Часть из них (левобережные) очень мелки.У Коларово большое улово. На плоту выходить из него тяжело. После Коларово река разбивается на две крупных протоки. Правая делает большой крюк (до Кафтанчиково), а левая — прямая. Далее до коммунального моста препятствий нет. Под мостом лучше проходить у левого берега.

Ниже речпорта река судоходна, что само по себе является препятствием.

На повороте реки ниже городской мельницы сильное течение. Валы достигают высоты 0,5 — 0,7 м. При встречном ветре высота валов ещё больше. Между Белобородово и Иглаково есть ещё одно место, где валы достигают 1-1,2 м. После Иглаково на Томи много островов. Надо стараться идти более мелкими протоками. Это обеспечит безопасность движения. Интенсивность движения на участке Томи от речпорта до Оби высокая. Далее до Самусьской РЭБ препятствий нет.

Возвратиться в Томск можно на теплоходе. Легче всего отплыть от Орловки. До Орловки ходят теплоходы от Томска.

Если Вас где-либо застанет ночь, для ночлега лучше выбирать острова. На них лучше найти дрова.

Маршрут № 2

Подобно вышеописанному маршруту можно рекомендовать сплав на плотах, байдарках и надувных лодках от пос. Курлек до г. Томска.

В пос. Курлек, расположенный в 35 км выше по реке Томи от Томска можно попасть автобусом, который отходит от автовокзала (станция Томск-1) через каждые 2 часа. Весной, когда отсутствует понтонная переправа, автобусная остановка расположена на левом берегу р. Томи на шоссе, идущему в городок. График движения остается прежним.

В пос. Курлек можно закупить продукты в магазинах, расположенных недалеко от конечной остановки автобуса. Лагерь можно разбить выше пос. Курлек по Томи, пройдя по шоссе 5 км. Лучше всего ставить лагерь не на самом берегу р. Томи — возникает проблема дров, а в сосновом бору на берегу ручья, для чего необходимо уйти вправо по заброшенной дороге, не доходя до спуска основного шоссе в низину 500 метров. Отличное место для лагеря на правом берегу ручья, за мостом, что стоит на брошенной дороге.

Продолжительность маршрута как и в первом случае, если конечную точку выбрать Самуськи — 5-6 дней. В случае сплава до г. Томска — 1-2 дня.

Река Томь

Кемеровская область богата реками, среди которых полноводная Томь является самой большой, пригодной для плотового и молевого сплава леса. Из 827 километров по территории Кемеровской области воды свои она несет на протяжении 596 километров.

Основные притоки – это типично горные реки: Мрассу, Уса, Кондома, Тайдон, все Терси и прочие помельче. Все они, как и Томь, стекают с гор Кузнецкого Алатау, где прокладывают свой путь сквозь твердые породы. Русла этих рек сжаты в ущелья, в связи с чем скорость течения у них довольно быстрая. Порожистые и бурные потоки иногда создают водопады. При выходе на мягкие грунты (в нижнем течении) они образуют широкие долины и становятся более спокойными и петляющими. Питание у рек смешанное, но преобладает снеговое. Для этих мест характерно весеннее половодье (во время таяния снега в горах).

В верховьях речная долина узкая, берега высокие и крутые. Расширяется ниже впадения двух рек: Мрассу и Уса. Хоть горные притоки и небольшие, они достаточно многоводные и имеют многочисленные пороги, в районе которых туристы совершают сплавы в сезон. Томь впадает в Обь, являясь ее правым притоком.

Переправы

Коммунальный (Старый, Южный) мост через Томь в Томске.

По направлению от устья к истоку:

  1. Северный (Новый) мост через Томь на границе Томска и Томского района, недалеко от Северска. (Металл, Г-20+2×1,5, длина 800,7 метра, 1999 год);
  2. Коммунальный (Южный, Старый) мост — в Кировском районе Томска;
  3. Два железнодорожных моста на Транссибе — близ Юрги;
  4. Понтонный мост в Юрге, длина 720 метров. (Самый длинный понтонный мост в России);
  5. Железнодорожный мост — в Кемерове;
  6. Кузнецкий мост — в Кемерове;
  7. Кузбасский мост — в Кемерове;
  8. Незавершённый мост по Крапивинской ГЭС у посёлка Зеленогорский;
  9. Паром — у Зеленогорского;
  10. Паром — в Салтымакове;
  11. Паром — между Юргой и Поломошным;
  12. Полосухинский мост — на обходе Новокузнецка;
  13. Ильинский мост (1969 год) на Ильинском шоссе — в Заводском районе Новокузнецка;
  14. Запсибовский мост (1963 год) на проспекте Строителей — между Центральным и Заводским районами Новокузнецка;
  15. Кузнецкий мост (1970 год) на проспекте Дружбы — между Центральным и Кузнецким районами Новокузнецка;
  16. Железнодорожный мост — к станции Новокузнецк-Северный;
  17. Байдаевский мост на Притомском шоссе — в Орджоникидзевском районе Новокузнецка;
  18. Томусинский мост — на обходе Новокузнецка;
  19. Чеболсинский мост в Междуреченске;

и ещё ряд мостов выше по течению.

Ловить с умом

Основным объектом спортивной рыбалки в Тайдоне, конечно же, является хариус, обитающий в его чистейших водах круглый год. В отличие от основной численности тайменя, поднимающийся в Тайдон на нерест, а затем вновь скатывающийся в Томь, хариус с переменным успехом ловиться весь период открытой воды, а так же зимой на незамерзающих участках и подо льдом. Размер хариуса от устья, до границы заповедника Кузнецкий Алатау, не велик. Прежде всего, это обусловлено типичным поведением лососевых, к отряду которых относиться хариус — чем выше по реке, тем крупнее. Во вторых егерский контроль в заповеднике осуществляется на более высоком уровне, чем до его границ. Нахождение в заповеднике без соответствующих разрешений запрещено и грозит серьёзными штрафами. А уж о браконьерстве и речи быть не может — пустят по миру. Тем неимение, и до заповедных границ есть места, где Тайдон может щедро наградить добропорядочного рыболова хариусами хороших размеров. Естественно если рыболов знает такие места и хорошо разбирается в ловле этой чудесной рыбки. Третьей же причиной, по которой размер хариуса в нижнем течении Тайдона оставляет желать лучшего, является большой прессинг и неправильный подход к его ловле самими гражданами. Принципу поймал — отпусти, по моим наблюдениям за несколько лет, придерживаются единицы. Набить кан хариузятами по 10 -15см., для многих там считается нормой. Вроде «не качеством, так количеством» Эта зараза поражает не только Тайдон, к примеру, на Томи повсеместно от горе рыболовов страдают щуки, окуни, налимы, плотва. А ведь Тайдон в сотни раз меньше и мельче. Впоследствии возникают разговоры о том, что рыбы в Тайдоне нет. А откуда же ей взяться, уважаемые, когда Вы сумками мелочь вывозите? Вот Вам для сравнения следующий факт. Между устьями Малой Осиповой и Тайдона, всего каких то 5 километров. А ведь уже на первых перекатах Осиповой ловиться хариус 150 — 200граммов. Тем временем как Тайдон радует такими хариусками только в восемнадцати километрах от устья, в районе устья реки Улуманда. Ну а уж если такое расстояние по Осиповой пройти, то и на килограммовых чернышей нарваться можно. Вот Вам и труднодоступность и отсутствие человека. Получается что не рыбы в Тайдоне нет, а элементарной этики у рыболовов.

Пляжи на Томи

Пляжи на Томи в основном расположены в городах, расположенных на этой реке.

Пляжи Томска

В районе города Томска и его окрестностях на Томи можно посетить следующие пляжи: городской пляж Семейкин остров, пляж в Лагерном Саду, пляж Синий Утес, Суровский пляж, Второй Суровский пляж

Пляжи Кемерово

В черте города Кемерово и его окрестностях на береговой линии Томи расположено несколько пляжей: пляж на лодочной станции, пляж в деревне Журавлево, пляж «Чайка», зона отдыха «Притомская», пляж «Берендей». 

Пляжи Новокузнецка

В Новокузнецке на Томи расположено два пляжа: пляж Левобережный и пляж Студенческий.

Общее описание

 В длину река Томь – 827 км. Площадь ее бассейна – 62 030 квадратных километров. Самая большая ширина зафиксирована в районе поселка Ячменск («море» 1,5 км). Глубина – до 10 метров. Водный поток перемещается через республику Хакасия, Кемеровскую и Томскую области. Делает довольно большие загибы. Общее направление – северо-запад. Расход томской воды – 1 100 кубом/сек. Питание – снего-дождевое и подземное. Томь пополняется сотнями ручьев и рек. Крупных притоков 110. Самые значительные – Уса, Кондома, Мрассу, Нижняя Терсь, Искитим, Теба и Шора. Перепад высот 1 185 м. Скорость течения на перекатах – 1, 75 метров в секунду. Средняя – 0, 33 м. в сек. Вскрытие идет в конце апреля. Ледостав длится 160 дней (усредненное значение).     

Река Томь образовалась вместе с Западно-Сибирской равниной и Кузнецкой котловиной, побывав вместе с ними на дне моря. После окончательного выхода из-под воды, но до отступления ледника на ее берегах жили предки кетов, эвенов и эвенков. Часть из них ушла в Америку. Остальные представители данных палеоэтносов остались на Родине даже в Голоцене. Они дали жизнь современным народам Кузбасса, Западной Хакассии и Томь-Обского междуречья. Речь пошла о хантах, хакасах, шорцах и телеутах, появившихся от смешения «первых» и «вторых» тюрков с остатками индоевропейского населения (на юге) и указанными выше аборигенами (на севере). Первое описание реки Томь относится к самому началу 17 века. Освоение местности началось после окончательной расправы с отрядами Кучума, бессовестно «доившими» местных с начала 14-го века. Наследники ратных трудов Ермака постепенно проникли на новый водоем, будучи поддержаны свежими силами Российской империи. Пока в метрополии царила Смута, в новых русских колониях происходит заселение среднего и нижнего течения удобной «дороги» под названием река Томь. Находится и человек, который идет в верховья – в землю хакасов и шорцев. Не ласково встретили они чужаков – тем пришлось ставить укрепленные остроги.

 Долгое время форты служили ссыльными тюрьмами. Выяснилось, что местный климат мало отличается от «центрального российского». Весь 17 и 18 век посвящен успешному земледелию и более тесному знакомству с местным населением. Часть крестьян приписывают во владение магнатам Демидовым. Те начинают здесь металлургию, превращая остроги и посады в развитые города. В следующее столетие происходит вторичное заселение локаций русскими хлебопашцами из центральных губерний. И на этот раз они значительно разбавляют казачье-староверское и тюркское население. Месторождения каменного угля обнаруживают только в 1840-ых. С тех пор начинается более активное транспортное использование реки Томь. На ней появляются даже пароходы. В 1916 году сюда дотянули ЖД. В Гражданскую войну Притомье становится театром военных действий между РККА и силами Омского Правительства Колчака. До 1922 года в здешних лесах действовало контрреволюционное партизанское движение. А уже через год начали появляться дополнительные 23 шахты. В годы ВОВ местные заводы выполняют двойные и даже тройные нормы по производству. В конце 1960-ых, чтобы не заставлять суда проделывать путаный путь до устья реки Томь, правительство СССР решило соединить Томь и Обь быстрее. Каналом. Проект так и остался на бумаге. Другое дело – Крапивинская ГЭС. Ее все-таки начали строить в 1975-м году. Экстравагантное сооружение должно было быть в урочище у п. Зеленогорский. Однако через 14 лет строительство заморозили. У страны не хватало мощностей, да и желания. Сегодня многие прибрежные объекты на водной «артерии» получили статус памятников природы (о них ниже). В верхнем течении томский бассейн стал соседствовать с известными рекреационными площадками: Горной Шорией («Сибирской Швейцарией»), а на востоке с Кузнецким Алатау (с самым северным отрогом Алтая).          

Первые горные

Помимо множества безымянных ручьёв и малых речек с названиями, воды Томи здесь начинают питать настоящие горные притоки, реки образованные ледниками горных вершин и чистейшими таёжными родниками. Первым таким крупным притоком, на двадцать пятом километре выше Зеленогорска, является Тайдон. Конечно, если быть до конца честным к читателям, то первым притоком выше Зеленогорска будет горная речка Малая Осипова. Её крутой нрав, и скалистые ущелья, по которым несётся белый от кислорода поток воды, делают её труднодоступной для туризма и рыболовства. По этой причине мало кто решается подняться по Осиповой. К тому же огромное количество медведей населяющих её пойму заставляет задуматься — а надо ли? Другое дело река Тайдон, значительно превосходящая Осипову по ширине, с отсутствием скалистых порогов и удобными берегами, на которых есть возможность разместить кемпинг. Тем неимение, это никоим образом не принижает достоинств Тайдона, а наоборот делает его популярным для большинства рыболовов Кузбасса, охотящихся за хариусом и тайменем.

Описание водоема

Томь – правый приток Оби. Протекает в Западной Сибири по территории Кемеровской и Томской областей, а также Республики Хакасия. Относится к большим рекам. Имеет следующие характеристики:

  • длина реки – 827 км;
  • площадь водосборного бассейна – 62030 кв. км;
  • средняя ширина поймы – 3 км;
  • расход воды в устье составляет 1100 куб. метров в секунду;
  • уклон в северо-западном направлении;
  • средние глубины около 3–5 метров, на перекатах 0,3–0,6 метра, на плесах и ямах от 10 до 15 метров.

Исток реки Томь расположен на западных склонах Абаканского хребта. В верховьях течет по узкой горной долине с множеством каменистых перекатов, на которых скорость течения может достигать 3 м/с. В среднем течении ее пойма расширяется, водоем обретает типичные равнинные черты.


Томь протекает по Хакасии, Кемеровской и Томской области

В нижнем течении русло становится широкопойменным, появляются многочисленные рукава, протоки, прочие ответвления от основного потока. Впадает в Обь в 68 км севернее Томска. Считается девятым притоком этой реки по длине русла.


В верхнем течении на русле встречаются быстрые перекаты с каменистым дном

На своем пути Томь принимает воды малых рек, речушек и ручейков. Основные притоки находятся на территории Кемеровской области. Среди них:

  • Лебяжья;
  • Большая Промышленная;
  • Тайдон;
  • Нижняя Терсь;
  • Черновой Нарык;
  • Средняя Терсь;
  • Верхняя Терсь;
  • Аба;
  • Кондома;
  • Тутуяс;
  • Мрассу;
  • Уса;
  • Бельсу.

Самый большой левый приток Томи – Кондома, правый – Уса.

Для справки! Судоходство на реке Томь возможно на участке Томск–Новокузнецк, но сегодня по многим причинам оно находится в упадке.


Томь – один из основных притоков Оби

Томь имеет важное хозяйственное значение для региона. На ее берегах добывают гравий и осуществляют рубку леса

Здесь расположено немало промышленных предприятий. Вдоль русла реки построены города Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Кемерово, Юрга, Томск, Северск.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий