Килевая или плоскодонка: отличия между разными видами лодок пвх

Изготовление деревянной плоскодонки

Как сделать лодку своими руками надежной, крепкой, непотопляемой? Ответ один: все этапы требуют четкого выполнения, так как спешка, любые недочеты, традиционная русская надежда «на авось» противопоказаны

Внимание даже к «мелким мелочам» — необходимое условие

Изготовление бортов

  1. Сначала согласно чертежу выпиливают все заготовки. Детали, включая борта, обрабатывают напильником, а затем наждачной бумагой. Пропитывают антисептиком.
  2. С одной стороны досок-бортов делают запил под углом 15-30°, потом с концов снимают фаску, чтобы обеспечить идеальное (без зазоров) прилегание заготовок в носовой части.
  3. Треугольным брусом фиксируют нос лодки, прикрепляя его гвоздями либо саморезами к стыку досок с внутренней стороны после идеальной подгонки. Края соприкасающихся деталей сначала пропитывают антисептиком, затем смазывают клеем (смолой).
  4. Зовут ассистента и придают бортам лодки нужную форму, используя паракорд или его замену. Шнуром обвязывают борта, заранее установив между ними распорки такой же ширины, как у будущей лодки. Затем веревку затягивают.
  5. Крепят транец (задний элемент лодки — плоская кормовая часть). С бортами его соединяют с помощью клея (смолы) и саморезов (гвоздей).

Создание и фиксация днища

Дно делают из дерева (лучше найти широкую массивную доску), водостойкой фанеры (ФСФ, 12 мм) либо из листового металла.

  1. Если используют металлический лист, то деталь вырезают таким образом, чтобы ее размеры превосходили днище на несколько сантиметров. Они нужны для крепления к донной части бортов. Так как протечки здесь самая большая угроза, все стыки щедро промазывают клеем либо смолой, используют паклю. Края металла загибают с помощью молотка. Саморезы сажают с шагом 15-20 мм по всему периметру лодки.
  2. Если найдена деревянная доска (фанера), то из материала вырезают элемент нужной формы, а затем действуют таким же образом — обрабатывают клеем или смолой, используют паклю и крепеж.

Завершающая обработка материала

Теперь элементы лодки снова щедро обрабатывают антисептиком, ликвидируют все потенциальные зазоры с помощью пакли либо герметика. Затем дважды грунтуют, наносят краску в несколько слоев, каждому из них дают время на просушку.

Потом покрывают судно лаком, также 2-3 слоями. Последний этап — установка скамеек-банок, монтаж треугольников для кормы, их обрабатывают — грунтуют и красят (лакируют) — отдельно. На этом изготовление лодки-плоскодонки считают законченным.

Проверка водонепроницаемости лодки

Эта операция необходима, чтобы удостовериться в надежности судна перед его первым большим плаванием. Способов сделать это есть несколько, но лучше проводить комплексный тест.

  1. Проверка на месте строительства. Для того чтобы убедиться в качестве работы, лодку переворачивают вверх днищем, устанавливают на длинную скамью либо на несколько табуреток. Затем на нее выливают большое количество воды из шланга. Рекомендуемая длительность этого тестирования — 5-10 минут. Лодку переворачивают и осматривают на предмет протечек.
  2. Испытание мини-корабля большой водой. Если самодельная плоскодонка не показала себя дырявым корытом на «верфи», то ее сначала отправляют в свободное плавание на небольшую глубину. Когда первые водные испытания проходят успешно в течение 30 минут, значит, судно готово к любому водоему.

Несколько советов

Они могут пригодиться тем, кто не любит допускать в работе ошибок, которые всегда требуют дополнительных усилий для их исправления. А поэтому некоторые рекомендации можно (и нужно) заранее «намотать на ус»:

  • при изготовлении самодельной лодки лучше не экономить на качестве материалов, так как лучшая древесина — синоним долгожительства будущего собственного плавсредства;
  • все заготовки советуют вырезать с небольшим запасом, потому что гораздо легче отрезать излишки, в противном случае придется вырезать новый элемент;
  • герметик, клей, смола или пакля — то, что требуется приобрести с большим запасом, особенно важны стыки бортов с днищем;
  • во всех деревянных деталях для крепежа нужно заранее просверливать отверстия несколько меньшего диаметра, чем у гвоздей либо саморезов, цель — предотвращение возможного растрескивания материала.

Плоскодонная лодка из фанеры

В носовой части устанавливают кольцо для цепи или швартовочного троса.

Плоскодонная лодка может быть сделана не только из досок, но и из влагостойкой фанеры марок ФБС или ФСФ.

Изготавливается лодка плоскодонка из фанеры по более простой технологии, чем аналог из досок. Сначала из листа фанеры лобзиком выпиливают два борта высотой 30–40 см в виде прямоугольных трапеций, прямоугольную кормовую и носовую часть. Затем при помощи специального клея, к целому листу фанеры (днищу) крепят последовательно сначала правый борт, затем корму, левый борт, носовую часть. При этом кормовая часть крепится к днищу под прямым углом, а носовая – под тупым (120–130°). Все элементы, помимо клея, скрепляются между собой и днищем брусками, располагающимися внутри плавсредства. После сборки лодка снаружи покрывается двумя слоями водостойкой краски или смолы.

Такая лодка, по сравнению со сделанной из досок, обладает такими плюсами, как малый вес, небольшие расходы на покупку материалов, простота изготовления.

Более подробно о том, как изготавливается такая лодка плоскодонка своими руками расскажет следующее видео:

Лодки плоскодонки из фанеры

Лодки плоскодонки из фанеры

На заметку. Плоскодонки бывают не только самодельные, но и заводские. Среди них популярны такие модели, как «SAVA» 270, «SAVA» 370, Лиман», «Тортилла-2», «Казанка 6М». Стоимость бюджетных лодок составляет 18 000–20 000 рублей, в то время как покупка более вместительных моделей премиум-класса обойдется в 25 000–30 000 рублей.

Четыре типа круглоскулых обводов с острой кормой (рис. 4., а — г)

— Исключительно удачные обводы катера с кормой типа каноэ. Лишь по носовой части видно, что чертеж разработан 50 лет назад! Обводы подводной части как таковые являются образцом и для сегодняшних конструкций, обеспечивая сочетание легкости на ходу и хорошей остойчивости.
— Уже по большому развалу шпангоутов в носовой части видно, что это один из современных проектов, хотя обводы и очень похожи на катер «а». Кормовая часть судна имеет более острые, более килеватые образования, чем у «а»; мидель-шпангоут образован с некоторым упором на остойчивость формы. Корпус рассчитан на относительную скорость не выше R = 4,5.
— Носовая часть поразительно похожа на корпус «б», однако корма имеет совершенно другие обводы. Катер имеет острую корму, здесь ясно видны кромка опущенной в воду скулы и плоская часть днища, вследствие чего судно может быть использовано при более высоких скоростях, чем оба предыдущих. Благодаря появлению гидродинамической опорной поверхности в корме катер может, несмотря на острую корму, значительно превысить критическое значение R = 4,5.
— Это корпус двухвинтового мореходного спасательного катера с острой кормой. Здесь сильный развал шпангоутов в носовой части неприменим. В корме видны тоннели, позволяющие полностью защитить винты.

Как улучшить

Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:

  • Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
  • Максимально снизить вес лодки.
  • Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
  • Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.

Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.

В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:

  • Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
  • Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
  • Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.

Что повлияло на выбор?

Чем Вы руководствовались, выбирая именно эту лодку? Какие преимущества она имеет перед Вашей предыдущей лодкой?

Гриня

В первую очередь я хотел лодку побольше, чтобы было комфортно рыбачить и можно было раскидать весь шмурдяк, не боясь на него наступить. Так я перешел с размера 330 на 430. «Аквилон» я взял, потому что я приехал на производство, мне ответили на все мои вопросы, поболтал с конструктором, а самое главное меня убедили, что в случае какого-либо косяка вопрос будет решен незамедлительно. Это и стало решающим фактором при выборе лодки, так как я не представляю, как можно остаться без лодки в сезон, ведь уже в мае я знаю, где буду рыбачить в октябре.

Admin

У меня было два основных критерия — вес и размер. Вес лодки должен был быть таким, чтобы я один комфортно с ней управлялся, размер — максимально возможный. Среди лодок  этого сегмента, наверное, «Река-340» имеет самое лучшее соотношение веса и размера лодки.

Размер у нее значительно больше моего предыдущего «Флагмана-320». Здесь в плюс играют не только дополнительные 20 см длинны, но и значительно большая ширина кокпита. Один в этой лодке я себя чувствую очень просторно. В старом флагмане одному тоже было неплохо, но ноги то и дело упирались во всякий шмурдяк, раскиданный по лодке. Здесь с этим проблем нет. Если говорить про рыбалку вдвоем, то она приемлемая. На «Флагмане-320» вдвоем было очень тяжко ловить, в «Реке-340» гораздо комфортнее, хотя до комфорта лодок 400 размера, конечно, еще далеко.

Вес по сравнению с предыдущей лодкой не изменился никак. Это мои субъективные впечатления. На весах две лодки не взвешивал, а каталожным данным на сайтах не верю 🙂 Если там где-то и есть разница в 1-2 кг, то я ее не замечаю при переноске сумки. А вот в собранном виде гораздо удобнее таскать реку, так как у нее леера расположены немного по-другому. В итоге, закинув лодку на горб, я могу удобно схватиться за леера, а на Флагмане не мог. Это делает переноску лодки более комфортной.

Морозов14

Данная лодка у меня первая, поэтому прежде чем ее приобрести, я около года читал на форумах отзывы о лодках всех производителей и всех типов, тестировал комплекты друзей, в общем подбирал для себя оптимальный вариант на года, дабы в дальнейшем обойти стороной «гонку вооружений». Так же я не желал участвовать в войне между «пайольщиками» и «матрасниками», мне хотелось разнообразить нашу сибирскую реку иным комплектом, потому выбор был в пользу катамарана с потрясающим дизайном, естественно, на мой взгляд .

Новый катамаран «Sun Marine серии Double Tube SUH» спроектирован специально для людей, которые любят рыбачить прямо из своей лодки. Благодаря двум скегам катамаранного типа по каждому основному баллону лодки, соединенные между собой вставным дном высокого давления (AIR DECK), процесс рыбалки проходит более комфортно. Вам уже не придется «ловить момент равновесия» для того, чтобы закинуть спиннинг. А увеличенная длина кокпита лодки позволяет удобно разместить провиант. Основным отличием катамарана SUH от надувных пайольных лодок тех же габаритов, является устойчивость на воде. За счет особенностей конструкции (отсутствие киля) катамаран способен легко преодолевать волны, пропуская гребень волны через воздушный тоннель. В момент старта катамаран моментально выходит на «глиссер», так как ему не нужно расталкивать перед собой воду, выходя из водоизмещающего режима, как это приходится делать обычной килевой лодке. Он не «кобрит» и не зарывается кормой, это и не удивительно, учитывая тот факт, что надувной катамаран даже в покое, едва касается днищем поверхности воды, распределяя вес на боковые баллоны и скеги. При движении катамаран сохраняет стабильную курсовую устойчивость и показывает высокие аэродинамические и скоростные характеристики за счет уменьшенного сопротивления с водой.

DmG

К выбору «Компаса-400» в качестве своей основной лодки я шел почти год, несколько раз протестировал эту лодку у знакомых, поездил на всех аналогичных лодках от конкурентов, затем поучаствовал в гонках и победил на ней в классе 9.9-15л.с., после этого я заказал К400 себе. Предыдущая лодка была «Флагман-380», сравнивать с «Компасом» их бессмысленно.  К400 при сопоставимом  весе имеет больше кокпит, значительно лучшие ходовые характеристики: скорость, управляемость, выход на глиссер, гораздо выше качество и аккуратность склейки. Плюс возможность заказать сразу у производителя необходимые мне опции.

Плоскодонная лодка из фанеры

В носовой части устанавливают кольцо для цепи или швартовочного троса.

Плоскодонная лодка может быть сделана не только из досок, но и из влагостойкой фанеры марок ФБС или ФСФ.

Изготавливается лодка плоскодонка из фанеры по более простой технологии, чем аналог из досок. Сначала из листа фанеры лобзиком выпиливают два борта высотой 30–40 см в виде прямоугольных трапеций, прямоугольную кормовую и носовую часть. Затем при помощи специального клея, к целому листу фанеры (днищу) крепят последовательно сначала правый борт, затем корму, левый борт, носовую часть. При этом кормовая часть крепится к днищу под прямым углом, а носовая – под тупым (120–130°). Все элементы, помимо клея, скрепляются между собой и днищем брусками, располагающимися внутри плавсредства. После сборки лодка снаружи покрывается двумя слоями водостойкой краски или смолы.

Такая лодка, по сравнению со сделанной из досок, обладает такими плюсами, как малый вес, небольшие расходы на покупку материалов, простота изготовления.

Более подробно о том, как изготавливается такая лодка плоскодонка своими руками расскажет следующее видео:

Лодки плоскодонки из фанеры

Лодки плоскодонки из фанеры

На заметку. Плоскодонки бывают не только самодельные, но и заводские. Среди них популярны такие модели, как «SAVA» 270, «SAVA» 370, Лиман», «Тортилла-2», «Казанка 6М». Стоимость бюджетных лодок составляет 18 000–20 000 рублей, в то время как покупка более вместительных моделей премиум-класса обойдется в 25 000–30 000 рублей.

Таким образом, лодка плоскодонка – это плавсредство незначительно уступающее по своим характеристикам килевым лодкам. Изготавливается оно как из досок, так и из влагостойкой фанеры. Кроме самодельных лодок, в продаже имеется большой выбор заводских моделей плоскодонок из пластика, алюминия.

История создания класса от первых лиц

К концу сороковых годов в Америке среди подрастающего поколения начала складываться непростая ситуация – преступность среди детей и подростков росла и крепла, однако, и тогда были люди, которые всеми силами старались сделать так, чтобы новое поколение американцев выросло в нормальной среде.

Именно тогда организатор яхт-клуба Snipe Fleet Клиффорд МакКей начал создавать программы для поддержки подростков — это было и бойскаутское движение, и спорт. Образовавшийся клуб «OPTIMIST» при местном яхт-клубе пригласил МакКея для создания программы поддержки детей с названием «Друг ребенка».  В рамках этого клуба и был реализован проект по постройке первых швертботов, получивших имя по названию клуба — «Оптимист».

Из воспоминаний Кларка Миллза:

«Задача была сконструировать такую яхту, которую мальчик и его отец могли бы построить в своем гараже с помощью простых подручных инструментов. Лодка не должна была стоить более пятидесяти долларов. Я не спал следующие пару ночей, чтобы сделать этот проект. Каждую ночь я рисовал много парусников. Проблема была в цене. Каждый раз, когда у меня получалась хорошая парусная яхта, я понимал, что это слишком дорого. Так что я наконец-то переделал корму и нос, сделав их «просто отрезанными». Я закончил первый образец через неделю. После этого я отвез его в док Haven Street в Клирватере и Клифф МакКей-младший (12 лет) вышел на ней на воду в заливе и после этого сказал: «Это было действительно здорово!»

16 ноября 1947 года в одной из первых регат в классе «Оптимист» участвовало уже 8 яхт. 

Стоит отметить, что в 1948 году не только мальчики  тренировались на яхтах «Оптимист», но и девочки стали выходить на тренировки на «Оптимистах».

Класс «ОПТИМИСТ» стал набирать популярность. В 1954 году яхту перевезли в Данию и перестроили под условия страны: яхта приобрела более простое парусное вооружение, а также запас плавучести. Кроме того, лодка стала более надежной и безопасной для плавания в суровых условиях европейского севера.

С тех пор лодка широко используется как для начального обучения детей в возрасте от 7 до 15 лет плаванию под парусами, так и для проведения соревнований, а ее популярность стала стремительно расти.

В 1965 году создается Международная ассоциация класса «Оптимист»- IODA, которая регистрирует все швертботы этого класса, построенные в разных странах, создает правила класса, следит за их соблюдением, обновлением, а главное – организует международные соревнования.

В 1979 году было выпущено 150 000 зарегистрированных «Оптимистов». Более 3000 «Оптимистов» было построено на Таллинской экспериментальной судоверфи с 80-х годов до развала СССР.

В 21 веке яхтенные верфи строят более 2000 Оптимистов в год.

Ежегодно на Чемпионате Мира «Garda Meeting» (озеро Гарда, Италия) собирается более 1000 юных яхтсменов со всего мира!

Конечно, сегодня новая гоночная яхта стоит не 500 долларов, а приближается к отметке в 2200 долларов и эта стоимость не для российских покупателей.

Основная цель, которая была задумана Клиффордом МакКейном и Кларком Миллзом, по сборке яхт в гараже для клубных гонок и тренировок, в России, да и по всему миру, уже не работает.

Однако в Европе есть множество парусных детских секций, которые проводят занятия бесплатно, при поддержке государства.

Что касается России – на данный момент, детские секции поддерживаются в основном благодаря энтузиазму отдельных людей и организаций.

Устройство

Состоит такое плавсредство:

  • из двух бортов (правого и левого) высотой до 60–70 см,
  • плоского днища, усиленного продольными или поперечными ребрами жесткости (ламелями),
  • прямоугольной кормы (транца).

Для перевозки людей и управления лодкой между ее бортами крепят 2–3 скамейки (банки). Различные рыболовные принадлежности хранят в установленном на корме ящике с закрывающейся крышкой. В зависимости от того, какое количество людей планируется перевозить на лодке. Ее длина варьируется от 2 до 4 метров при ширине 1,0–1,2 метра.

Большинство современных моделей имеют заострённую или зауженную форму носовой части, благодаря чему такая лодка приобретает лучшую маневренность и скорость передвижения (особенно против течения), имеет меньшую парусность при сильном встречном ветре.

Передвигаться на плоскодонке можно как при помощи весел, так и на навесных винтовых или водометных двигателях, устанавливаемых на корму.

Теория глиссирования моторных лодок

Глиссирование (согласно Вики) — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. Касательно лодок, то для наилучшего глиссирования часть дна, которая касается воды должно быть плоским, в нашем случае это малая килеватость днища. Чем более плоская поверхность у днища, тем сопротивление меньше, коэффициент глиссирования выше.

При глиссировании архимедовая сила выталкивания практически перестает работать и лодка держится на поверхности за счет гидродинамических сил, т.е. набегающий поток воды не дает лодке погрузиться.

Но у глиссирования есть и обратная сторона. Плоское дно, при даже малом волнении на воде всю энергию волн передает на корпус и на пассажиров, что в итоге может привести к разрушению корпуса лодки. Про мореходные характеристики лодок с плоским дном особо ничего положительного также сказать нельзя. Зато для глиссирования такого корпуса нужен мотор совсем не большой мощности. Т.о. если вы ходите по закрытому водоему, где волнение отсутствует или минимальное, то вам вполне подойдет плоскодонная лодка с небольшим лодочным мотором.

При даже небольшом волнении на средних и крупных водоемах и особенно открытых акваториях, для глиссирования у лодки должно быть днище с переменной килеватостью. В носовой части имеем ярко выраженную V-образную форму днища, которая плавно переходить в почти плоскую поверхность ближе к транцу. Такая конструкция значительно увеличивает мореходность и снижает ударные нагрузки на корпус во время прохождения волн, т.к. такой нос у лодки рассекает волну. Но и корму нельзя делать полностью плоской иначе это приведет к увеличению рыскания и снижению устойчивости лодки на курсе. Резкие повороты при таком раскладе попросту будут противопоказаны. Но чем большая килеватость на транце, тем менее глиссирующая будет лодка.

Водоизмещающее днище лодки имеет выраженную килеватость на всем своем протяжении. На глиссирование она выйти уже не сможет из-за отсутствия плоскости в кормовой части, которая должна выполнять роль крыла. Такой тип лодок уже раздвигает волны, а не скользит по ним. У водоизмещающего корпуса есть предел максимально скорости, который высчитывается по формуле «Числа Фруда».

Длина корпуса судна напрямую влияет на максимальную скорость при водоизмещающем передвижении. Образование волн «съедает» бОльшую часть энергии. Фактически, при одинаковой скорости движения рыболовная лодка длиной 4 метра создает волну такой же длины, что и океанский круизный корабль, у которого длина может быть больше 200 метров. Чем больше скорость, тем длиннее волна. При достижении предела скорости судно окажется между двух волн в момент всхода на носовую. Увеличивать дальше скорость смысла уже не будет, т.к. это только приведет к увеличению расхода топлива и диффирента на корму, т.к. высота волны будет большая. Судно длиннее к примеру в 3 раза при такой же скорости будет идти на 3-х волнах и ему еще можно наращивать скорость до тех пор пока вол не станет две, одна на носу, другая на корме, достигнув при этом своего предела скорости. А вот если лодка/судно будет иметь глиссирующую форму корпуса и мотор будет достаточной мощности, то она сможет перейти через гребень волны и выйти на глисс.

Что мы имеем на практике исходя их теории. Для выхода на глиссирование надо 1 л.с. на 25 кг. груза. Если лодка имеет ярко выраженную килеватость, то вес на 1 л.с. снижается до 20 кг. Все это конечно примерно, т.к. в большей степени глиссирование зависит от конструкции корпуса лодки, материала лодки, мощности и типа мотора, гребного винта, угла установки мотора и развесовки груза в лодке. Для наглядности скажем, что надувная лодка требует более мощного мотора нежели пластиковая при общих равных условиях. Для улучшения глиссирования на корпуса могут быть установлены продольные реданы, транцевые пластины и т.п. улучшения.

Небольшой совет. Если вы планируете покупать надувную лодку под использование лодочного электромотора, то рассматривайте лодки с навесным транцем. Вклеенный транец, а точнее плоскость под ним предназначена для глиссирования, а при водоизмещающем режиме использования лодки будет создаваться излишнее разряжение на корме, которое будет препятствовать движению. Корпус с навесным транцем лучшим образом подходит под электромоторы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий