Крутой маршрут по рекам цаге, пане и варзуге от ловозера

Аметистовый мыс Корабль

Выезжаем на дорогу и следуем к следующей достопримечательности Терского берега — мысу Корабль. Это Аметистовый мыс.

Я до сих пор не уверена, что мы приехали именно на то место, которое нужно. Ну, примерно все же туда. Нам в тоне сотрудник (не экскурсовод, а другой дядька, явно из местных, который по хозяйству) рассазал, как искать. Ориентироваться на ручей Лодочный (который на самом деле Лудошный, это картографы бестолочи с его слов). Но дело в том, что мы свернули по одной дороге, по левой стороне ручья, а мне показалось, что больше накатано по правой. Наверное, там все больше и ползают. Когда мы уже доехали до моря, там ручей не перейти и тем более не переехать.

Кое-что мы нашли, не знаю уж, насколько это аметисты, но красиво. Но честно говоря, у меня и цели такой не было — искать именно аметисты. Просто посмотреть красивое место.

Вот самая интересная находка:

Вот ручей, он тут приличного размера.

Тут тоже вокруг такие же плоские красные камни, как и на песках. Мы пришли в начале прилива, так что бродили, постепенно уходя от наступающего моря. Очень много морской растительности, немного противной, но красиво и удивительной.

Некоторые нашла фиолетовые на срезе. Или вот такие камни интересные есть.

Та самая удивительная растительность:

Вот тут еще интересное, на солнце дно очень блестит, как будто блестки рассыпаны. Конечно, это не золото 🙂

В общем, очень рекомндую это место любителям полазить и поррасматривать всякое диковинное.

 Свернули с дороги по указателю «Часовня безымянного терского инока». Оказалось, что это дорога, параллельная основной, только совсем вдоль берега.

Пока ехали, краем глаза смотрю, на камне вроде кто-то сидит. Мои — да, птица. Выскочила, пока доставала фотоаппарат из багажника — полетела.
 

Еще заехали в село Кашкаранцы. Там видно с дороги церковь и маяк. К маяку не пройти, там военная часть. Село тоже очень старое, с 15 века известно. Тихвинская церковь 1895 года, в ней есть икона Тихвинской Божьей матери известная. Есть легенда, что эта икона спасла село от цунами в конце 19 века. Правда, было цунами, высота волны 3,5 метра.

Дальше мы выехали на дорогу и, поскольку непонятно, где нам было ночевать, мы-то думали, что еще одну ночь проведем на берегу, но лень было ставить палатку, уехали в отель в Кировск.

29.08.19,
Наталья Очева,
Санкт-Петербург

  
  автопутешествия, города России, музей деревянного зодчества, экскурсия  Другие статьи автора

  • По Золотому кольцу. Из Новосибирска на авто. Часть 6
  • Домашняя новогодняя фотосессия
  • Путешествие по городам Сибири

(10/09/2019)

Наталья, как хорошо написано! И чудесные фотографии. Прям захотелось там побывать…

(08/09/2019)

Анна25
МариЖа
HappyCat

спасибо, что прочитали и за приятные слова!

(07/09/2019)

Замечательное путешествие и отчет, большое спасибо автору!

(07/09/2019)

Спасибо!!!!! Какие вы счастливые, что побывали в таком месте!!! Теперь и я «загорелась»!!!!!!!!!

(06/09/2019)

Спасибо за интересный рассказ!

(31/08/2019)

Перечитала с огромным удовольствием! Как ты здорово, образно и детально всё описываешь! Спасибо за виртуальное путешествие по русскому Северу!!!

Состояние дороги Умба — Варзуга

Выехали мы с тони Тетрина ближе к полудню. Из-за условий отлива. Без приключений добравшись до автодороги Умба-Варзуга мы двинулись далее.

Дорога от Умбы до самой Варзуги не однородна. Часть пути – это приличное асфальтовое покрытие, а часть дороги – грунтовка. От Умбы до Варзуги около 135-140 км. Из них около 80 километров — песчаная накатанная грунтовая дорога. Асфальт заканчивается километров через 50 после Умбы.

Не забываем про то, что если вы собрались на своём авто в Варзугу, последняя АЗС — только в Умбе. Дальше, ни в Варзуге, ни в Кузомени — заправок нет.

Часть пути мы уже преодолели накануне. Это около 22-ух километров. Потому нашу поездку на Варзугу можно отсчитывать от поворота на тоню Тетрина.

Дорога Умба-Варзуга. Асфальт закончился (Асфальтированная часть — обратное направление. На Умбу)

Вот так выглядит дорожное полотно, по которому до Варзуги около 80-90 км:

Грунтовка на Варзугу

Что представляет из себя грунтовка на Варзугу? Хм… встречал я в Сети отзывы о ней, как о чём-то ужасном. Острые камни, часто встречающиеся едва различимые на скорости, торчащие отдельные валуны и камни. Или попадались мне даже советы сбрасывать давление в шинах. Дабы не порезать покрышку. И ехать по этой грунтовке не более 40 км в час и прочее. Как на само деле?

Нормальная вполне себе, обычная грунтовая дорога. Таких тысячи по всей стране и миру.

(Вспомнил, как перед тем, как я собрался на Памирский тракт — а там высокогорная дорога с осыпями на высотах свыше 4000 тыс. м и около — мне попадался также отчёт одного джипера о том, что он давление в покрышках на своём «Дефендере» там сбрасывал. Местная шоферня, что мотается по тракту годами, только усмехнулась на этот счёт. Да у виска пальцем покрутила. Ну, оно дело понятное. Это же — «джипер»)

Как мы доехали на своём авто в Варзугу

Это я к чему в предыдущем? Да к тому, что слишком у страха глаза велики. Как и у чужого мнения) В общем, на своём авто в Варзугу по этой грунтовке ехал я под сотню км/ч. Нормальная вполне грунтовка. Сбрасываешь скорость на поворотах. Да там, где уж больно много щебёнки, да перед валунами (тут главное их не прозевать). Может я, конечно, в хорошие условия попал. Лето, однако. Хоть и холодное в этот год уж больно, но всё же. Покрытие сухое, укатанное. Пыль поднимается от встречных и догоняемых машин столбом.

Но внимательным быть всегда не помешает. По дороге мы обогнали пару новых «паджериков». Ребята встали, так как один из экипажей пробил себе радиатор. Зайцем. Который внезапно выскочил на дорогу. Вот уж не знаю, как там оно у них получилось. Но — факт.

И ещё была одна вставшая по дороге у обочины легковушка. Тому парню также не очень повезло. Он пробил колесо. В дороге бывает всякое. А от подобных «передряг» никто не застрахован. Так что… ехал я в соответствии с обстановкой. То 80-100 скорость держишь, а то и до 30 сбросишь.

В общем, без особых приключений мы и добрались на своём авто в Варзугу. И здесь стоит поподробнее рассказать о самом селе и его истории

Сергозеро, шторм

10-й день, 19 июня. Прошли 14 км по озеру в шторм.

На утро было пасмурно, дул сильный, но почти попутный, ветер. В планах у нас было выйти к истоку реки Серга, которая должна была привести нас снова в Варзугу.

О ней мы информации никакой не нашли, а вот о Сергозере было написано у Чернолуского. По преданию здесь в 16 веке жил некий отшельник Сергей из села Варзуга. Он дружил с местными саами и предупреждал их о нашествии стрельцов и православных миссионеров, которые хотели обратить саами в христианство. Лопари успевали снять свои стоянки и уйти в тундру.

За это саами считали Сергея святым и назвали и озеро и вытекающую из него реку его именем.

Но отвлечемся от исторического экскурса и продолжим отчет. Находясь на острове, нам было сложно адекватно оценить силу волны и ветра. Хотя у нас был опыт плавания при не очень благоприятных погодных условиях по Ладоге.

Отплыв от острова, мы поняли, что попали в настоящий шторм. Высота волны составляла более 1 метра. Из лодки приходилось постоянно вычерпывать воду.

Мы потеряли из вида Макса. Даже, когда прибойной волной нас прижало к южному берегу озера, он был вне зоны нашей видимости. Мы решили идти дальше до заранее условленного места – мыса у левого берега Серги.

Решили идти от мыса к мысу, иногда приставая к ним, либо потому, что нас прибивало волнами, либо для того, чтобы вылить из лодки воду.

Особенно сложно было вновь оторваться от берега, преодолев сильный прибой. Наша байдарка Тайга вела себя хорошо – мужественно шла на волну, а самодельный руль помогал четко выдерживать курс.

Тем не менее, мы не дошли до оговоренного места и пристали к мысу напротив него. Это была грамотная обзорная точка, которая позволяла осматривать и озеро и тот мыс, где была запланирована встреча.

Так и не углядев Макса, мы на видных местах повесили наши яркие спасательные жилеты и устроили стоянку. Место было подветренным, было много сушнины, а мы были почти без сил. Мы надеялись, что Макс найдется на следующий день. Возможно, он пристал к одному из островов, ведь его лодка была менее приспособлена для открытых водных пространств, не имела руля и штевней. В нее быстрее захлестывала вода.

К счастью, снаряжение Макса позволяло ему быть автономным. У него был небольшой запас продуктов, два спиннинга, палатка, горелка и газ, топор и нож. Поэтому сильно за него мы не волновались, но все же хотелось найтись.

Маршрут течения Варзуги

Река Варзуга расположена на Кольском полуострове. Берёт своё начало в центральной части полуострова и течёт в южном направлении, впадая в губу Белого моря. Истоки расположены в болотистой местности, на высоте 189 м, на озере Варзе. В прошлом, река активно использовалась для транспортного сообщения. В истоках Варзуги существовали «волоки»: на реку Поной по притоку Кинемур, а также через Стрельну в верховья реку Паны. Длина реки 254 км. Она активно используется, как объект для туристских спортивных путешествий. Реку условно делят на несколько частей: Верхняя, Малая и Большая Варзуги. Типичная река юга Кольского полуострова, с большим количеством порогов в нижней и средней части течения. Площадь бассейна составляет 9840 км2. По этому показателю Варзуга занимает 7-ое место на Кольском полуострове. Устье реки расположено на Терском берегу Белого моря.

В верховьях, река протекает в холмистой местности, ложе, часто, обрамлено обрывистыми берегами с выходами скал. Но большая часть бассейна реки расположена на равнинном, слаборассеченном рельефе. Берега сильно заболочены, при этом, озёрность русла незначительная. В бассейне есть одно крупное Сергозеро, из которого вытекает река Серга. Склоны берегов покрыты сосновыми лесами. Ширина русла варьируется от 2-6 м, в верховьях, до 200 м, в устье. На реке около 30-ти порогов. Для лососевых рыб, непреодолимым считается порог Падун. На порожистых участках, течение реки, бывает сильно загромождено валунным материалом. На многочисленных плёсах глубина потока не превышает 2-3 м. В приморской части морфология берегов снова меняется, около 10 км от устья они становятся песчаными. Более высоким, здесь, является левый берег реки.

Варзуга относится к рекам с преимущественно снеговым питанием. Отличается высоким весенним паводком, уровень воды, в реке, поднимается на 2-2.5 м. Ледостав начинается в октябре – ноябре. Сход льда в мае. Вода считается чистой, но, как и многие реки Северо – Запада России, гумифицирована и имеет чайный цвет.

Река Пана


Река Пана у истока сильно заболочена, поэтому на байдарках начинается сплав с места, где ширина реки составляет метров пять. В верхней части Пана лесная река, а это говорит о возможности лесных завалов. Дальше по реке много перекатов, между которыми много плесов. Берега здесь сухие, поросшие северной тайгой. Река протекает через 4 озера, между которыми извивается под лиственным сводом низкого кустарника. Река течет спокойно по илистому руслу после пятого Нижне-Панского озера. Берега здесь красивы и покрыты сосновыми борами. После притока Полисарка, начинается большое количество широких и мелких перекатов и порогов. Вокруг сосновые боры на крутых обрывистых песчаных берегах. Интересен порог Пасынок, который состоит из трех ступеней. Каждая ступень отделена небольшими плесами. Сложность при сплаве возникает в конце прохода порога, потому что из воды торчат много камней.

Дальше в русле реки много шивер до впадения притока Индели. После берега становятся высокими и каменистыми покрытыми могучими соснами. Так по реке Пана сплав достигает реки Варзуги, куда она впадает после небольшого переката.

Рыбалка на реке Цага в Мурманской области

В Мурманской области расположено множество водоемов, представляющих интерес для рыболова. Все они изобилуют рыбой и позволяют в полной мере насладиться процессом рыбной ловли и его превосходным результатом. Среди местых жителей, как и среди гостей региона, большой популярностью пользуются многочисленные реки этого богатого края, так как речная рыбалка в Мурманской области, выделяется своей результативностью и большим числом ценных пород рыб, обитающих в водоеме. Чтобы рыбалка на реке Цага в Мурманской области прошла благополучно и подарила рыболову объемистый улов, необходимо основательно подойти к процессу подготовки снастей, а также учесть ключевые особенности этого водоема. Река Цага является одной из многочисленных рек в Мурманской области. Её отличительной чертой являются достаточно небольшие размеры. Так, её протяженность составляет менее пятидесяти километров, что очень мало в сравнении с другими реками региона. Располагается река на территории известного в области Ловозерского района, а начинается в местности, именуемой Панскими Тундрами, неподалеку от горы Каменник. В течение своего пути, река впадает в главный водоем данного района, а именно в Ловозеро, который и дал ему название. Берега на всей протяженности реки, выделяются своей неоднородностью. Встречается множество крутых и отвесных участков, однако, существенная часть береговой линии обладает равнинным рельефом. Ширина реки очень незначительная, что позволят в процессе ловли использовать спиннинги небольшой длинны. Такие удилища вполне позволят обловить все многообещающие участки этой реки. А вот использование лодки в процессе ловли здесь, нецелесообразно, так как связи с небольшой шириной реки, полностью лишено смысла. Рыбалка на реке Цага в Мурманской области может пройти благополучно, если правильно выбирать место для ловли. Наиболее перспективные, в этом плане, участки располагаются неподалеку от впадения реки в Ловозеро. Там у рыболова появляется уникальная возможность сочетать сразу два вида рыбалки, а именно озерную и речную. Поскольку сама река не обладает большими размерами, стоит отметить, что крупная рыба в ней, практически отсутствует, в то время как в приозерные участки, она периодически заплывает. Довольно внушительная часть берега реки, покрыта густыми зарослями деревьев и травы, в результате чего, не слишком пригодна для ловли

Подобные препятствия не дают делать дальние забросы и вызывают зацепления, ввиду чего, в процессе ловли надлежит соблюдать максимальную осторожность, чтобы избежать повреждения снастей. Рыбалка на реке Цага в Мурманской области предполагает поимку разной рыбы, большинство из которой составляют некрупные караси, карпы, ерши, а также ряд более ценных пород

Так, в водоеме можно выудить некрупную плотву, щуку и судака, а если очень повезет, рыболову достанется небольших размеров хариус. Чтобы повысить эффективность ловли, рекомендуется использовать фидер, так как течение реки отличается размеренностью. Благодаря этому, прикормка не размывается, а чтобы еще сильнее повысить её плотность и устойчивость к размытию, рекомендуется смешать её с грунтом в равных пропорциях

Очень важно, чтобы прикормка, используемая в кормушке, включала те же ингредиенты, что и отдельно используемая. Ведь в этом случае, интенсивность клева существенно увеличивается, что оказывает положительное влияние на результат

Если же планируется вылавливать рыбу в приозерных участках, надлежит использовать поводок и более прочные снасти, так как в подобной местности крайне велика вероятность поимки крупных экземпляров рыб.

Ловля лосося на реке Варзуга

Компания Фиш Флай предлагает вам программу по ловле лосося спиннингом и нахлыстом на реке Варзуга. Варзуга — одна из наиболее известных лососевых рек на Кольском полуострове. Река протекает в юго-восточной части полуострова и впадает в Белое море. Ее популяция лосося крупнейшая на всем Кольском. Поэтому здесь реально велики шансы на успех. Средний размер семги составляет 3 — 3.5 кг, но можно рассчитывать и на рыб до 5-6 кг весом.

Размещение

В гостевом доме на левом берегу реки оборудованы несколько спальных комнат, есть кухня и столовая. Рядом — баня. С вами работает повар, горячее питание утром и вечером, ланч обычно готовят гиды непосредственно на берегу реки.

Организация рыбной ловли

Лицензионный участок расположен в 2-х километрах вверх по течению. Ежедневно моторная лодка доставляет рыболовов к месту ловли и вечером возвращает обратно. Протяженность участка ловли более 2-х километров в длину. Рыбачить можно по обеим его сторонам. Лицензия C&R «поймал – отпустил» выдается на сутки. Пойманная рыба должна быть отпущена в воду. Можно ловить самостоятельно или воспользоваться услугами нашего гида.

Описание тура

Стандартный тур включает 6 дней рыбалки и 7 ночей в гостевом доме. Мы встретим вас в аэропорту Мурманска или на вокзале г. Кандалакша. Дорога от Кандалакши до с. Варзуга занимает четыре с половиной часа. Для разнообразия и не только мы предлагаем вам совместить 2 реки в одном туре. Ниже по течению реки в 4-х километрах от моря в Варзугу впадает Кица. Это левый приток, река средних размеров. Кроме лосося здесь есть хорошая возможность половить крупного хариуса и форель. Доставка к месту ловли осуществляется также на моторной лодке. Часто рыболовы выбирают 4 дня ловли на Варзуге и 2 дня на Кице. Можем приготовить индивидуальный тур по вашему и с учетом состояния рек.

Оптимальный состав группы: 4-6 участников.

Сезон: с 15 мая по 30 июня и с 15 августа по 15 октября. Ловля лосося начинается после схода льда и заканчивается в октябре. Условия для ловли меняются в зависимости от года и состояния реки.

Программа тура:

  • 1 день . Прибытие в аэропорт Мурманска или ЖД вокзал г. Кандалакша. Доставка и размещение в д. Варзуга.
  • 2 — 4 день. Рыбалка на реке Варзуга
  • 5 — 6 день. Рыбалка на реке Кица или на Варзуге
  • 7 день. Рыбалка на Варзуге.
  • 8 день. Доставка в Кандалакшу или в Мурманск.

Стоимость стандартного тура — 48000 рублей с участника группы.

Стоимость тура включает в себя:

  • встреча в аэропорту или на вокзале
  • трансфер в Варзугу и обратно.
  • проживание 6 дней7 ночей
  • трехразовое питание
  • 6 дней рыбной ловли — моторная лодка
  • стоимость рыболовных лицензий

Не включены в стоимость: билеты до Мурманска или Кандалакши и алкоголь. Читать полностью

Как устроен Кольский полуостров

Кольский полуостров — это самый северный уголок европейской части России. Рядом только холодные районы Финляндии и Норвегии, а еще Баренцево море и Северный Ледовитый океан. По большей части территория полуострова находится за полярным кругом, поэтому у нас эти места принято называть Заполярьем.

Условия жизни в Заполярье суровые: там холодный климат и длинные ночи, когда солнце вообще не поднимается из-за горизонта в течение нескольких месяцев. Например, в Мурманске полярная ночь длится больше сорока дней — с начала декабря по середину января. Во многом поэтому на полуострове размером с небольшую европейскую страну живет меньше 750 000 человек.

Заброшенные дома, расположенные прямо у скал, — немые свидетельства того, как непросто жить на Крайнем Севере

Зато для эко- и этнотуризма эти места подходят идеально: с одной стороны, нетронутая природа в ее суровом северном варианте, полярная ночь и северное сияние. С другой — следы того, как человек пытался обжиться в этих условиях, и свидетельства того, как часто у него это не получалось.

Дальше расскажу о главных местах, которые стоит посетить на Кольском полуострове.

Как добраться до Хибин

В районе гор расположено несколько городов со своими аэропортами — в первую очередь это Мончегорск, Апатиты и Кировск. Поэтому вариантов добраться значительно больше. Еще в эти города ведет железная дорога и часто ходят автобусы из Мурманска и из соседней Карелии.

Самолет. Рядом с горным массивом Хибины есть одноименный аэропорт, в который летают рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких других городов. Но рейсы туда стоят дороже, чем в Мурманск.

Поезд. С поездом все чуть проще: в районе Хибин есть несколько железнодорожных станций, самая большая находится в городе Апатиты, через нее проходит поезд Москва — Мурманск. Чтобы на этом поезде съездить из Мурманска в Хибины и вернуться, придется потратить около 1200 Р, дорога в одну сторону займет 3—4 часа. Еще есть небольшие станции в Кировске, но нужно отдельно уточнять, заезжают ли туда проходящие поезда. В крайнем случае из Апатитов до Кировска можно добраться и на автобусе.

Автобус. Из Мурманска в Хибины ходят два маршрута: № 239 и № 209. Причем оба автобуса заезжают как в Апатиты, так и в Кировск. Довольно удобный вариант, если вы не арендуете машину и не хотите тратить кучу денег на такси. Однако, так же как и в случае с Териберкой, вам нужно будет подстроиться под расписание общественного транспорта. Билет в одну сторону до Кировска стоит от 600 Р, дорога занимает 4,5 часа.

Машина. Чтобы попасть в Хибины, мы ехали из Териберки до Кировска. Это примерно 316 км, дорога заняла у нас 8 часов: сначала мы снова долго ехали практически по бездорожью от Териберки до нормального асфальтового шоссе, а потом несколько раз останавливались, чтобы насладиться красотой местной природы и сделать фотографии.

Но в целом дорога от Териберки до Кировска довольно комфортная: на ней гораздо меньше шансов застрять или повредить машину, чем в самой Териберке и ее окрестностях, а еще есть много заправок и городов, где можно отдохнуть и перекусить.

Федеральная трасса «Кола» — это очень приятная дорога для долгого путиНа ней качественное покрытие и красивые виды по сторонам, а также относительно небольшой поток машин

Река Варзуга – водопад Падун

8-й день, 17 июня. Проплыли 33 км.

Дождь лил всю ночь и утро. Экскурсию на реку Стрельна пришлось отменить. В атмосфере что-то происходило. Голова болела, костер отказывался гореть даже от специальных спичек и других усиленных средств розжига.

Натянули тент и сварганили завтрако-обед. Суп и сало.

Дождь то утихал, то снова начинал усиленно лить. Посовещавшись, все-таки решили плыть. Все равно все были мокрыми. Хорошенько обсушиться после вчерашнего ходового дня не удалось.

По нашим расчетам до водопада Падун, от которого был запланирован второй волок до Сергозера, было около 40 км. Мы надеялись пройти это расстояние за 8 часов и в 23.00 уже быть у водопада.

По факту оказалось меньше – 33 км, естественно, что этот километраж мы прошли быстрее, тем более, что примерно за 5 км до водопада течение Варзуги ускоряется.

Нас предупреждали, что перед Падуном будет остров, потом пара легких порогов. На самом деле порогов было 4, устав ждать Падуна мы расслабились. Поэтому не думали, что он притаился за изгибом Варзуги. А зря!


Макс, посчитав его очередным нестрашным порогом, смело сиганул за изгиб! Новичкам везет. Его Тайга 340 прошла Падун, развернувшись под углом 45 градусов, и причалила к небольшому островку.

Мы же, увидевшие со своей лодки исчезающего в бурлящей воде Макса, вцепились в кусты. Наконец-то до нас дошло, что это и есть Падун. Мы разгрузили лодку и Дима поволок ее в обратную сторону, ближе к плесу.


Будьте внимательнее нас! На островке, который делит водопад на два рукава – тот по которому прошел Макс и еще более опасный, правый, лежит огромная черная коряга. Это знак – впереди Падун.

Выбравшись на левый берег мы увидели Макса. Он нашел хорошую стоянку и кричал нам.

Поставились, натянули тент – опять начался дождь.

Программа

День 1

      Выезд из пос. Умба ранним утром, до брода реки Индель (85 км, около 5,5 часов), по прибытию на место обедаем, подготавливаем и собираем лодки, грузим вещи. Наши гиды проведут инструктаж по технике безопасности и в путь. В этот день мы пройдём 8 км. по реке Индель и 15 км. по реке Пана, эти реки небольшие и неглубокие с перекатами и тихими плёсами. На реке Пане сделаем остановку на ночь. В этом месте нас ожидает великолепная рыбалка на сёмгу.

День 2

      В этот день после завтрака продолжим сплав по реке Пана и через 3-4 км. она впадает в Варзугу где мы тоже разобьём лагерь и остановимся на ночлег. На слиянии этих рек нас ждёт увлекательная рыбалка, сёмги в реке много и она не заставит нас долго ждать. 

День 3

      Утром завтрак и снова в путь по реке Варзуге около 10 км., в районе реки Кочкама мы разбиваем лагерь, там нас ожидает первокласная рыбалка на сёмгу.

День 4

      С раннего утра и до обеда у вас продолжается рыбалка, после обеда собираемся и едем около 18 км. среди крутых скалистых берегов покрытых сосновым лесом, пройдём перекат Кривец и  до следущего лагеря реки Нитоньги. В этом месте  у вас есть большая вероятность поймать сёмгу, щуку или хариуса, которые разнообразят наш рацион на ужин.

День 5

      Этот день мы проведём в этом же лагере на реке Нитоньга, сделаем туристическую баню,  отдохнём, порыбачим, желающие могут посетить в 1,5 км. от реки озеро Щучье, оно небольшое, но улов может обрадовать щукарём до 10кг.

День 6

      Отдохнув и набравшись сил нам после завтрака предстоит сплав  в 15км. до реки Ареньга. Разбиваем лагерь, здесь мы испытаем восхитительную рыбалку на сёмгу. Желающие посетят 10-ти метровый Ареньговский водопад который находится в 1.9 км от реки Варзуга.

День 7

      Сегодня у нас последний день сплава, просыпаемся пораньше и едем до села Варзуга около 25 км. Нас встречают микроавтобусы, по дороге до посёлка Умбы мы посетим аметистовый берег «Мыс Корабль» и часовню безымянного инока.

                
Мыс Корабль   Часовня безымянного инока

Варзуга

Выехав на дорогу, мы поехали в Варзугу (по пути сфотографировались у знака полярного круга), у вышки мегафона поймали интернет и дозвонились до одного гостевого дома в Варзуге, сняли комнату. Это оказался именно что дом на частном участке, видимо старый дом, сейчас построен второй, новый, большой. Заселила нас дочка хозяйки младше Марьяны, в этом гостевом доме еще жили какие-то брутальные мужики на крузаках, которые только вернулись с рыбалки и показывали огромных рыб.

Хозяйка пришла с работы попозже, к этому времени мы уже знали, что у нее 5 своих и 8 приемных детей 🙂 Правда, многие уже взрсолые и учатся в городе. Дома было что-то около 5-6 детей, наши дети до ночи с ними бегали во дворе.

Утром встали, выдвинулись. Сначала поднимались на лестницу в самой Варзуге. Там красивая деревянная лестница ведет на холм.

Оттуда вид на Успенскую церковь прекрасный. Церковь 17 века, но очевидно, что там от 17 века не так много, дерево приходится все время подновлять.

И вид на реку Варзугу. Вообще, Север — это водный регион. Тут реки такого размаха, озер настолько много и таких больших, что вообще непонятно, с чего у нас Волга, Дон и Днепр настолько известны и воспеты.

Село расположено на двух берегах, и моста нет 🙂 На лодках только. Посередине реки — острова, на которых, по рассказам, пасутся коровы. При нас не было. Добираются вплавь.

Дальше мы поехали на

Ихтиология

Лососевые нерестилища располагаются в нижнем и среднем течении на протяжении около 120 км от устья. Как уже отмечалось, большой порог Падун мешает подниматься проходным лососям. Популяция атлантического лосося в Варзуге — самая крупная в Европе и Америке. Основные места нерестилищ начинаются, примерно, в 20 км от устья. Основными проходными видами являются: сёмга (атлантический лосось), кумжа (морская форель) и горбуша (вселённый вид). К анадромным, полупроходным и заходящим в эстуарную зону реки видам, относятся: минога тихоокеанская, сиг обыкновенный, ряпушка европейская, корюшка европейская, хариус европейский, щука обыкновенная, плотва, елец, окунь речной, камбала речная и другие.

О реке

<�Протекает из центральной в южную часть Кольского полуострова. Ее длина составляет 254 км, а впадает она в холодное Белое море. Отличается наличием порогов, то есть небольших водопадов, в средней и нижней ее части. Здесь отличная рыбалка на семгу. Самый известный порог – это Падун, здесь целых три водопада.

Одноименное поселение находится вдали от мегаполисов и крупных транспортных магистралей. Главная достопримечательность – церковь Успения Пречистой Богородицы 16 века. Речка течет по красивейшим местам природы с их первозданной чистотой. Вдали от цивилизации можно не только поймать семгу кумжу или форель, но и насладиться красивыми речными пейзажами, шикарными рассветами и закатами над водной гладью.

Река Цага

Устье реки Цага неширокое, где-то 25 м, а глубиной 3-5 м. Здесь река очень извилистая, большое количество перекатов с плесами и много шивер. В устье для реки характерны песчаные обрывистые высокие берега, поросшие северной тайгой из хвойных и лиственных пород деревьев. При подъеме вверх по реке, берега постепенно понижаются, увеличивается заболоченность местности, где нет удобных остановок, но много перекатов.

  Бобруйск — город на Березине

Удобные остановки будут возможны у озера Большого Цагского, но до него надо пройти перекатов и небольших порогов штук 30.

Озеро Большое Цагское не большое по величине и не очень глубокое. Берега озера: правый – высокий и обрывистый покрытый еловыми лесами, а левый – низменный и болотистый берег. Исток Реки Цаги в южной части берега сильно заросший водорослями, поэтому проход узкий.

При выходе с Большого Цагского озера, сплав продолжается по притоку Южная Цага. Приток по берегам сильно зарос кустарником, что заставляет отталкиваться веслом не от воды, а от кустов. Южная Цага очень извилистая и узкая река.

Дальше река разливается и разбивается на ручьи. Место сплава отмечено треногой, что бы выбрать правильное русло и попасть в следующее озеро Сиговое. За озером река петляет по низине среди кустов и травы. Байдарка скользит по траве, когда отталкиваешься от кустов, но нужно следить за корягами. Дальше поднимаемся, по течению реки, к месту волока байдарок до реки Пана, который отмечен столбом.

Волок проходит по равнине сильно заболоченной, где выступают отроги Федоровой и Панской Тундр, которые покрыты северной тайгой. Здесь много маленьких озер и заболоченных топких мест.

Рыбалка-сплав по рекам Индель, Пана, Варзуга

Сплав по маршруту Индель-Пана-Варзуга проходит по совершенно ненаселенной местности. Протяженность пути по реке Индель до впадения в реку Пана 12 км. Далее по реке Пана до реки Варзуга 18 км. Реки Индель и Пана – небольшие, мелкие реки, текут в болотистых красивых лесистых берегах. На них много неглубоких перекатов. Пана впадает в Варзугу широким шумным и мелким перекатом.

Сплав по маршруту Индель-Пана-Варзуга – это увлекательная рыбалка, интересные и дикие места, незабываемый отдых и впечатления.

Программа тура

  • День 1 ◦ Прибытие в Кандалакшу. ◦ Встреча группы. ◦ Трансфер до Умбы (оплачивается отдельно), далее трансфер на место начала маршрута – р. Индель (85 км, время в пути 5 часов). ◦ Подготовка снаряжения. ◦ Обед по желанию. ◦ Короткий сплав по реке Индель (10 км). ◦ Ужин и ночевка в полевых условиях.
  • Дни 2 — 6 ◦ Сплав по рекам Пана – Варзуга. Общая протяженность сплава – 80 км. ◦ В один из дней организация походной бани. ◦ Питание и ночевки в полевых условиях.
  • День 7 ◦ Завтрак. ◦ Короткий сплав по Варзуге до одноименного поморского села Варзуга (10 км). ◦ Обед, сбор снаряжения. ◦ Трансфер в Кандалакшу (250 км, время в пути 5 часов).

Период проведения: май-июль. Виды рыб: хариус, семга. Группа: от 10 человек. Стоимость тура: 17 000 руб. Продолжительность тура: 7 дней/6 ночей. Средства сплава: 3-х, 4-х местные лодки ПВХ (по 2 человека в лодке).

В стоимость тура включено: трансферы Умба – Индель, Варзуга – Умба; 3-х разовое питание; костровое и групповое снаряжение (миски, ложки, вилки, кружки, котелки и тд.), палатки Nova Tour Эксплорер 3, Nova Tour Смарт 3, Indiana Rider 4, баня Nova Tour, теплоизоляционные коврики; снаряжение для сплава: 3-х, 4-х местные лодки ПВХ, катамараны, спасательные жилеты; группу сопровождают 2 человека (приготовление пищи, разбивка лагеря, и тд. тп.).

Отдельно оплачивается: — подвесной мотор для спуска по реке — аренда 10000 рублей (по желанию).

Что взять с собой: + спальный мешок, рюкзак без станка или дорожная сумка; + удобная походная одежда, обувь: ботинки туристические или кроссовки, резиновые сапоги или вейдерс; + личные вещи: репелленты от кровососущих (клещей у нас нет, комары появляются в середине июня), солнцезащитные очки, нож, небольшой полиуретановый коврик для сидения, средства личной гигиены, индивидуальную аптечку; + документы в герметичной упаковке: паспорт, страховой медицинский полис; + подвесной мотор. Читать полностью

Выброска

В Варзуге 3 «автобусных дня». По понедельникам, средам и пятницам оттуда ходит автобус до Умбы, имеющий почти двухчасовую стыковку с автобусом Умба-Кандалакша (ходит ежедневно).

Из Варзуги автобус отходит в 15 часов, автобусная остановка расположена прямо рядом со знаменитыми деревянными церквями поселка. Автобус из Умбы отходит в 19.00 с того же места, куда выгружает пассажиров автобус из Варзуги.

Стоит билет на каждый автобус 300 руб., за место багажа берут 20 руб. От Варзуги до Умбы 140 км, а от Умбы до Кандалакши – 110.

За заброску от Варзуги до Кандалакши местные бомбилы просят от 8000 до 10000 руб. Высокую цену объясняют плохим качеством дороги. Но, поверьте, оно ни чуть не хуже немалого количества участков федеральной трассы Мурманск – Санкт-Петербург.

Заброска на частнике из Умбы до Кандалакши стоит от 1600 до 3000 руб. Есть местное такси и снующие около остановки водители.

Весь обратный путь мы проехали на автобусах, а из Кандалакши, переночевав у друзей, мы отправились в Питер на своем автомобиле.

Всего каких-то 14 часов и мы дома.

Полезные контакты

Мурманская авиационная компания (вертолет)

89508954127 Ирина Владимировна, кассир
8 964-680-0579 Алефтина Юрьевна, администратор

Автостоянка в Кандалакше
Ул. Центральная, 83 (рядом с ж/д вокзалом)

Гостиница в Ловозере
8-921-1-503-124 Людмила Ивановна

Высылаем треки по запросу.

/ЗА/200 вёрст по воде и земле Кольского: от Краснощелья до Варзуги

/ЗА/200 вёрст по воде и земле Кольского: от Краснощелья до Варзуги

Дмитрий Рюмкин, Ирина Столярова специально для Заброска.рф

Кандалакша

Это название для меня не пустой звук, у меня подружки в общежитии университета были из Кандалакши. И все это время я была уверена, что Кандалакша — достаточно крупный портовый город, ну как Новороссийск, к примеру 🙂

Оказалось, что это городочек даже меньше моего родного провинциального Вышнего Волочка. В названии сразу слышно «лакша», то есть финско-карельское «лахти» — залив. Это самый южный город Кольского полуострова. Это уже Мурманская область.

Нам в любом случае было удобно остановиться там на ночь, прежде чем ехать на Терский берег, которым вот прям пугали меня многие, что чуть ли ни в неизведанные земли без заправок и связи отправляемся.

Мы заселились в смешные апартаменты через Букинг — пара комнат над «видовым» рестораном-стекляшкой. Вот он:

Как видно, расположен на краю города, на берегу залива. В принципе, вполне удачный номер и отель. Мы там на ночь остались бы одни, только мы и сторож, но вечером пара парней-иностранцев заехала. Ресторан не работал, персонала не было. Сваааабода 🙂

 Кинув вещи, мы спросили, куда ехать смотреть что-то. И девушка нас отправила в красивое место — высокий берег моря. Вот такое я обожаю, чтоб и посмотреть, и полазить. Уж мы там ползали-ползали.

 

Это был моя первая встреча с Белым морем. И оно оказалось прекрасным.  В камнях стоит вода, и дети там разглядели каких-то рыб, я не увидела. Можно спуститься к самой воде легко.

На самом деле вот эта «горка», с которой мы спускались — мемориал ВОВ, и еще там небольшое кладбище на другом склоне.

Другой берег залива. Вот так церковь — недалеко от нашего отеля.

 

Вечером, почти ночью, вышли с Олесей прогуляться вокруг отеля — пристань, море, утки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий