Правильная установка и крепление эхолота на лодку пвх

Способы крепления

Через крепежные элементы (саморезы, болты и т.д.)

Этот способ крепления имеется несколько недостатков:

  • невозможность оперативно снять и установить датчик при проходе судна по мелководью, мест с препятствиями под водой либо волочению по берегу;
  • необходимость делать отверстия в транце лодки, для деревянного транца возникают дополнительные проблемы с защитой от влаги и обработкой волокон внутри отверстий, во избежание преждевременного износа и гниения древесины;
  • невозможность регулировки глубины погружения датчика.

Крепление датчика эхолота с помощью кронштейна

Конструкция кронштейна может быть разнообразна:

  • с регулировкой глубины погружения;
  • с откидывающейся штангой (под углом к транцу, для вытаскивания датчика из воды на определенное время);
  • с постоянным креплением к транцу либо временным креплением.

Кронштейн может быть заводского изготовления либо индивидуального (самостоятельного).

Кронштейн заводского исполнения, как правило, изготавливается из металлов (алюминиевые сплавы, нержавейка) и крепится к транцу с помощью механизма, напоминающего струбцину.

Кронштейны индивидуального изготовления могут быть изготовлены из металла, пластика, дерева. Кронштейн может быть установлен как стационарно, с регулируемой глубиной погружения, так и быть быстросъемным, с креплением, напоминающим струбцину.

Датчик эхолота также может быть прикреплен к транцу с помощью присоски. В этом случае датчик можно установить в любое время, в любом месте на транце. Но для такого варианта рекомендуется дополнительное крепление датчика тросиком к элементам транца или мотору.

В случае наезда на препятствие на полном ходу присоска может не удержать датчик и провод, идущий от датчика к эхолоту оборваться.

Держатель датчика эхолота откидной DT-150H. Крепление датчика к транцу.

Держатель датчика эхолота откидной DT-150H. Крепление датчика к транцу.

Как установить?

Стоит напомнить, что изначально эхолоты разрабатывались для того, чтобы корабли могли обходить участки мелководья и различные подводные препятствия. Однако развитие технологий позволило создать максимально компактные приборы, которые сейчас широко используются, в том числе, рыбаками. Приборы способны предоставлять информацию не только о рельефе дна водоема, но также и о присутствии косяков рыб

При этом важно учитывать, что достоверность показаний аппарата напрямую зависит от того, как будет установлен его датчик-излучатель

Принимая во внимание все нюансы, следует знать, как правильно закрепить трансдьюсер своими руками. При наличии транца возможны варианты с использованием струбцины, выполненной, как правило, из нержавеющей стали и имеющей резиновую прокладку, а также кронштейна в виде двух раздвижных трубок

В данном случае алгоритм установки приспособления будет иметь следующий вид.

  1. Струбцину плотно прижать к транцу лодки. Если установлен мотор, то положение приспособления следует выбирать с учетом удобства управления.
  2. Датчик-излучатель звукового сигнала надежно закрепить на кронштейне, выставленном с учетом требуемой глубины.
  3. Закрепить при помощи специального болта штангу с датчиком на струбцине.
  4. Произвести корректировку глубины и угла расположения датчика по отношению к поверхности.
  5. Разместить экран прибора в удобном для использования и максимально безопасном месте.

Подобный способ установки крепежа для датчика эхолота имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Максимальная простота и скорость монтажа и снятия конструкции. Это наиболее актуально для лодок из ПВХ, которые чаще всего после использования сдуваются.
  2. Максимальная надежность крепления устройства с возможностью корректировки его положения.

Естественно, не обошлось и без явных недостатков. Прежде всего стоит отметить, что готовые транцевые крепления могут оказаться дороговатыми. Из-за жесткости конструкции при случайном столкновении с препятствием возрастает риск серьезных повреждений транца.

Следующий способ установки датчика сводится к его вклеиванию в корпус плавательного средства. Для этого потребуется следующее.

  1. В районе киля лодки снять с днища все слои покрытия вплоть до внешнего.
  2. Приклеить датчик к подготовленной поверхности, используя эпоксидный клей.
  3. Оставшимся клеевым составом заполнить пустоты по краям датчика.

Третий вариант монтажа предусматривает вынос устройства за пределы лодки. В данном случае необходимо будет следующее.

  1. При помощи изоленты или скотча прикрепить трансдьюсер к пластиковой бутылке (посередине).
  2. На горлышке аналогичным образом зафиксировать провод, который подключается к установленному в лодке монитору эхолота.
  3. Налить в бутылку воды до тех пор, пока датчик не окажется на нужной глубине.

Виды датчиков

Транцевые датчики

Самые популярные датчики, которыми комплектуются большинство продаваемых эхолотов. Стоимость их не велика, но от сюда, можно сказать и вытекают все его недостатки. На транце, как и положено, установлен лодочный мотор. Датчик соответственно крепится рядом с ним, а точнее рядом с гребным винтом, он ведь должен находится в воде. Он располагается чуть ниже корпуса. И вот в таком месте ему приходится работать в очень не простых условиях, постоянное движение, завихрения воды, пузырьки воздуха и т.п. А если лодка выходит на режим глиссирования, то датчик в большинстве своем перестает передавать какие либо данные на эхолот или данные передаются с большими погрешностями или перебоями.

На транец рекомендуется крепить датчики если длина лодки или катера не превышает 8 метров, а лучше и того меньше, исключение составляют короткие, быстроходные катера.

Есть еще и ригельное крепление датчика эхолота на транец. Угол транца по отношению к поверхности воды при это должен быть в пределах от 3 до 16 градусов. Если угол больше, то нужно будет под крепление подкладывать прокладку из пластика или дерева, т.к. датчик для нормальной работы должен быть немного наклонен в сторону движения судна.

В недостатки крепления датчика на транец можно записать еще и то, что его можно повредить при движении (он же выступает за пределы корпуса), он будет постоянно цепляться за траву, мусор, плавающий на воде и за разнообразные подводные препятствия (палки, коряги, бутылки).

Крепление внутри корпуса лодки

Датчик крепится на корпус катера, а точнее на днище и работает сквозь этот самый корпус. Такая установка возможно только на катерах из пластика, металл, дерево или сандвич (с воздушными полостями) не подходят. Т.к. датчик работает через материал корпуса, то тут важна его мощность. Зачастую в таком месте устанавливаются датчики мощностью от 1 до 4 кВт, эффективная глубина эхолокации которых составляет 300-3000 метров. Крепится он эпоксидной или полиэфирной смолой. Знаем случаи когда для крепления использовался пластилин, герметик и даже жвачка, но корректность работы эхолота с такими материала сравнительно не проверялась.

Недостатком такого места крепления является именно место крепления. Датчик работает через корпус, от сюда потери сигнала, снижение чувствительности и глубины сканирования. Обязательно нужно найти место, где стеклопластик плотный, без пузырьков воздуха или каких либо еще дефектов, т.к. все это будет мешать нормально работе эхолота, препятствовать прохождению сигнала.

Врезные датчики

Очень эффективное место для установки. Датчик врезается в днище катера и его работе уже ничего не мешает, ни мотор, ни поверхностный мусор, ни скорость. Формы, размеры и материал изготовления таких датчик разнообразны и каждый сможет подобрать для себя то, что ему нужно.

Главное правильно установить такой датчик. Сигнал от него должен идти строго вертикально вниз

На материал изготовления тоже нужно обратить внимание. Пластиковые датчики не ставят на деревянные корпуса, из-за разбухания дерева есть вероятность раздавить пластиковый корпус датчика, а бронзовые на алюминий из за электрохимической коррозии

По толщине обшивки и угла ее наклона подбирают высоту корпуса датчика и угол направления излучения сигнала (0, 12, 20 градусов).

Врезные, наклонные датчики

Усовершенствованная модель простых врезных датчиков. У наклонных излучатель внутри корпуса жестко не закреплен, а имеет свободный ход на определенный угол, как правило, до 12 градусов. Мощность и эффективность у них такая же как и у обычных врезных. Такой тип предназначен для килевых корпусов катеров. И устанавливать его нужно также, просверлив в днище отверстие. Место лучше выбирать перед килем, рулем или винтом, в общем перед местом, которое создает в воде турбулентность. И опять же не забываем про соответствия материала датчика и корпуса судна.

Не забываем о том, что цена хорошего датчика может составить до половины стоимости самого эхолота.

Еще один вариант крепления датчика эхолота на транец (съемный вариант) с помощью ПВХ трубы от нашего читателя под ником Евген.

Спасибо за подробную информацию по установке. Все просто, удобно, дешево, надежно и практично. Берем себе на заметку.

Эхолоты для лодки ПВХ

Если для вас нету лучшего спутника на рыбалке чем надувная лодка, то вам обязательно понадобится эхолот, ведь он поможет превратить рыбалку в настоящий отдых и принесет вам желаемые результаты.

Чем же полезны эхолоты для лодки ПВХ и какую пользу они приносят рыбакам? Основным предназначением этого аксессуара является поиск рыбы в толще воды. Но это не все, он еще и показывает изменение в рельефе дна, а опытные рыбаки знают что рыба группируется именно на резких перепадах глубин и ямах. А вот теперь определение наличия рыбы на участке водоема отходит на второй план и первой задачей эхолота становится измерение глубины водоема и определение рельефа дна. А если у вас “навороченный” эхолот, так он даже температуру воды определить поможет.

И вот, если наши строчки вдохновили вас на покупку эхолота для ловли с лодки, то вам нужно знать некоторые рекомендации и хитрости при покупке. Прежде чем отправится в рыболовный магазин за долгожданным аксессуаром, рекомендуем дочитать статью до конца и отметить для себя основные качества, которыми должен обладать эхолот.

После изучения и определения необходимых функций эхолота необходимо знать некоторые характеристики. И так, сонар должен обладать: мощным передатчиком, эффективным преобразователем, очень чувствительным приемником и конечно же, экраном с высокой контрастностью и разрешением.

Определить мощность (производитель указывает её в Ватах) эхолота можно по его спецификации и характеристики мощности бывают следующие:

  • RMS (усреднённая);
  • Пиковая;

Но не стоит обольщаться насчет очень высокой чувствительности приемника, ведь чем чувствительнее он тем больше помех вы увидите на своем экране во время рыбалки

Стоит выбирать приборы с возможностью регулирования чувствительности и уделять особое внимание ширине диапазона изменений, чем он шире – тем лучше

Дисплей эхолота ничем не отличается от дисплея телефона и других приборов с монохромными экранами. Это обычная матрица, которая вмещает в себя определенное количество пикселей. И вот чем больше она вмещает этих самых пикселей, тем качественнее будет получаемая картинка.

Размер дисплея эхолота также как и его разрешение является очень важным показателем

Думаю логично, чем больше у вас экран тем больше картинка, круто же, да? Если вы покупаете черно-белый эхолот для ловли с лодки, то обратите внимание на количество градаций серого в его экране. Плотность видимого объекта определяется уровнем серого цвета на дисплее

Самые лучшие и качественные эхолоты имеют 16 градаций серого цвета, эта максимальное количество оттенков, которое способен различить глаз человека. А вот с дисплеями, которые могу отразить лишь малую часть оттенков серого дела обстоят хуже, они просто не видят менее плотных объектов на дне и не способны их отражать. Спектр оттенков серого на черно-белых дисплеях эхолотов изменяется от 4 до 16.

В любом случает применяя эхолоты для рыбалки на лодке ПВХ, будь он хороший или не очень, вы будете готовы к активному поиску рыбы и обязательно её найдете, а это принесет вам желаемый улов.

⛵ Настраиваем чувствительность и шкалу глубины

Главный фактор, обеспечивающий точное определение размера рыбы эхолотом — правильно выбранная его чувствительность и установленный диапазон глубин. В общем случае, чем больше рыба, тем сильнее от нее эхо-сигнал и крупнее метка такого сигнала на экране. Здесь очень важны настройки эхолота, потому что излишнее повышение чувствительности может полукилограммового окуня на экране представить трехкилограммовым сигом. С другой стороны, чрезмерное снижение чувствительности может привести к тому, что сиг на экране будет выглядеть как 300-граммовая плотва. Переключение диапазона глубины с 0−10 метров на диапазон от 0 до 20 метров, уменьшает метку рыбы на экране почти вдвое. Итак, во-первых, нужно вручную установить диапазон просматриваемых глубин такой, чтобы видеть дно озера около нижнего обреза экрана в самой глубокой точке, до которой планируется вести лов рыбы. Затем поднимаем чувствительность до такой степени, чтобы по всему экрану стали случайным образом появляться и гаснуть точки, после чего уменьшить чувствительность настолько, чтобы эти случайные точки на экране просто перестали появляться. Следует отметить найденную настройку чувствительности, и стараться повторять ее во всех прочих случаях при такой же глубине водоема.

Особенности установки эхолота на гребную лодку

Качество изображения на экране прибора напрямую зависит от правильности установки его излучателя. В случае с гребными лодками существуют некоторые особенности его монтажа. Скорости у данного плавсредства нет, потому нет необходимости в обеспечении откидывания датчика в случае препятствия.

Отличным вариантом может стать крепление на специальную струбцину. Опять же, благодаря отсутствию скорости, минимизируется риск сдвига или сбивания струбцины. Зато датчик может быть легко демонтирован. Что касается места монтажа, то на гребной лодке лучше всего установить датчик по килевой линии.

На гребную лодку имеет смысл устанавливать небольшой эхолот, к примеру, как этот — Lowrance Elite 5 HDI лучший выбор среди эхолотов среднего ценового диапазона.

Еще одно важное требование – перпендикулярность датчика поверхности воды. В таком случае минимизируются искажения

Причем в гребной лодке добиться этого достаточно просто, так как во время движения ее положение почти не изменяется.

Пошаговая инструкция

Установить эхолот на надувную лодку можно своими руками. Пошаговая инструкция проста.

  • Выберите место расположения контрольного модуля эхолота. Обычно это не представляет трудностей, потому что приборы снабжаются быстросъёмными держателями.
  • Определитесь с точкой расположения датчика. От этого будет зависеть необходимость покупать дополнительные материалы. Если решите установить датчик эхолота прямо внутри лодки, внимательно изучите конструкцию её днища.
  • Выберите метод установки датчика. В большинстве случаев невозможен монтаж датчика «намертво» в определённом месте. Это затрудняет сборку надувной лодки и обслуживание электроники.
  • Выбрав способ с жёстким креплением, запаситесь материалами для надёжной герметизации. Это полимерные клеи и современные виды липких «лент» (скотчи). Сейчас выпускаются скотчи, способные выдерживать длительную эксплуатацию под водой.
  • Если вы предпочитаете вариант съёмного монтажа на штанге, можно купить готовый кронштейн со струбциной в магазине рыболовных принадлежностей. Но можно сделать его своими руками из подручных материалов.

Выбор места

Как уже упоминалось, корпус главного прибора можно установить в любом удобном месте. Как правило, такой островок находится посередине панели управления лодкой. Недорогая электроника имеет съёмные крепления, так что на панели можно закрепить лишь «держалку», а сам аппарат перемещать как удобно. Несмотря на то что все эхолоты имеют защиту от промокания, нырять с ними или просто ронять в воду не рекомендуется. Место крепления базового блока лучше закрыть козырьком. Он не только защитит прибор от водяных брызг, но и улучшит читаемость информации с экрана на ярком солнце.

Правильный выбор места расположения датчика обеспечивает успех всего дела. В первую очередь следует внимательно ознакомиться с инструкцией к вашему прибору. Там обязательно есть схема, указывающая на правильное положение датчика. Порой возникает соблазн установить эхолокатор строго вертикально вниз. Это всегда неправильно. Современные рыбацкие эхолоты рассчитаны на горизонтальное положение.

Установка

Выбирая точку расположения датчика эхолота, рыбак вынужден найти несколько компромиссов. Датчик должен быть расположен как можно ниже под днищем. Но это мешает способности лодки проходить по замусоренным заливам, в которых как раз и есть самая интересная рыбалка.

Конструкция надувной лодки из ПВХ ограничивает возможность сверления отверстий или вклейки монтажных элементов. Даже если качественно вклеить втулку для пропуска электрических проводов, она уже помешает сборке лодки после выпуска воздуха. Есть способ крепления внешнего оборудования, которое монтируется на лёгких разборных кронштейнах. Подобрав форму и метод крепления кронштейна, можно установить эхолот на любую лодку. На рис. 3 приведён пример такого кронштейна.

Кронштейн со струбциной позволяет в любую минуту переставить датчик эхолота в удобную точку. Подобные конструкции массово продаются в магазинах, торгующих оборудованием для надувных лодок. Но можно сделать такую вещь и своими руками. Например, в качестве крепления можно взять любую струбцину из магазина стройматериалов или инструмента. Для основы кронштейна хорошо подходят пластиковые сантехнические трубы. Сам датчик крепится к кронштейну любыми монтажными хомутами. Например, существуют ленточные стяжки, которые крепятся простым завинчиванием винта отвёрткой.

Обратите внимание на правильное расположение датчика относительно борта лодки. Чтобы эхолокатор показывал всё окружающее пространство, лучше размещать его датчик прямо под килем лодки

Однако, это не всегда возможно. На рис. 4 приведены примеры расположения датчика в продольной проекции лодки.

Интересна конструкция установки датчика эхолота непосредственно в дно лодки с НДНД

Обратите внимание на рис. 5: такое исполнение позволяет надёжно закрепить датчик в непосредственной близости от воды, но не нарушает мореходных свойств лодки:

  • верхняя часть днища аккуратно вырезается;
  • датчик вклеивается в нижнюю часть днища;
  • для восстановления герметичности надувного дна верхний слой днища лодки аккуратно заклеивается.

Держатели датчика

Место установки датчика зависит от особенностей плавательного средства. Он должен располагаться так, чтобы на его работу не влияло возмущение потока, возникающее от работы гребного винта. Активная поверхность трансдьюсера должна быть направлена вертикально вниз в любом режиме движения лодки. В противном случае результаты измерений будут недостоверными.

Крепление держателя обязано обеспечивать быстрый монтаж и установку датчика в рабочее положение при нахождении лодки на воде. Конструкцией должна быть предусмотрена защита трансдьюсера от зацепа или попадания постороннего предмета. Жесткая фиксация элементов крепления датчика может привести к его отрыву или повреждению.

Заводские

Промышленность выпускает эхолоты с несколькими вариантами крепления:

  • на струбцинах;
  • на присосках;
  • на клее и другом крепеже (несъемные);
  • плавающие.

Все виды крепления должны соответствовать установленным критериям:

  • надежность;
  • защита от зацепов и ударов о посторонние предметы;
  • возможность регулировки по глубине и углу отклонения от транца.

В большинстве случаев производители используют для элементов крепления антикоррозионные материалы. Для защиты трансдьюсера от разрушения устанавливают подпружиненные кронштейны, способные отклоняться при зацепах или ударах. Для крепления эхолотов на быстроходных судах датчики помещают в обтекатели. Это помогает уменьшить гидравлическое сопротивление и снизить на него нагрузку.

Крепление на транец

У рыбаков большой популярностью пользуются держатели, крепящиеся на струбцинах. Таким способом можно устанавливать датчик как на стационарном, так и съемном транце плавающего средства. Особенно широко это крепление используется владельцами надувных лодок. Кроме простой и быстрой установки, оно дает возможность регулировки штанги трансдьюсера по высоте и изменения ее наклона относительно транца. Это имеет большое значение при движении и выходе лодки на глиссирование.

Комплект крепления включает в себя:

  • струбцину;
  • кронштейн;
  • механизм установки излучателя.

Для предотвращения самопроизвольного опускания датчика, кронштейн фиксируется винтовым стопором. Нижняя часть штанги имеет хомут, которым крепится трансдьюсер.

Крепление датчика эхолота на транец лодки не всегда приводит к получению корректных результатов обследования. Это связано с влиянием возмущения потока, возникающего при работе подвесного мотора, особенно при выполнении поворота в сторону установленного датчика.

Несъемные крепления

В некоторых случаях возникает необходимость жесткого крепления прибора

Это важно при передвижении на больших скоростях. Для крепления используется комплектная скоба

Чтобы ее установить, необходимо будет просверлить несколько отверстий в транце. Заглубление трансдьюсера определяется опытным путем. Датчик крепится винтом с резиновыми прокладками.

При таком способе установки отпадает необходимость монтажа/демонтажа устройства на рыбалке и снижается вероятность обрыва кабеля от трансдьюсера. Установка эхолота на другое плавсредство будет возможна в случае наличия комплекта съемного крепления.

Вариант с плавающим датчиком

На весельных резиновых лодках без транцевой доски часто используют буксируемый трансдьюсер. В случае применения беспроводного устройства достаточно привязать его фалом, т.к. он имеет хорошую плавучесть, а конец закрепить за банку. В качестве дисплея можно пользоваться смартфоном, предварительно загрузив в него соответствующее приложение.

При использовании датчика от обыкновенного эхолота его необходимо закрепить на поплавке. Для этого подойдет кусок пенопласта или пустая ПЭТ-бутылка. К поплавку трансдьюсер крепится при помощи пластиковых хомутов. Рыбалка с плавающим датчиком возможна на тихой воде или с берега. При сильном волнении он «прыгает», что приводит к искажению показаний замеров.

Крепление к баллону

Такой способ установки широко используется на бестранцевых резиновых плавсредствах. Крепление для эхолота на лодку ПВХ изготавливается из прочного пластика. Оно заменяет собой комплектные струбцину и кронштейн. Опорный механизм приклеивается к баллону лодки клеем, входящим в комплект поставки.

Трубка держателя трансдьюсера фиксируется в механизме с помощью винта. Необходимо правильно выбрать место установки крепления эхолота. От этого зависит достоверность показаний прибора. Чаще всего крепление устанавливают по середине баллона левого борта.

Виды конструкций

В зависимости от вида лодки выделяется несколько видов монтажа. Некоторые из них универсальны и могут использоваться везде:

  • струбцины;
  • присоски;
  • на элементах, плавающих в воде;
  • постоянный крепеж на клею.

Струбцины

Первый вариант считается самым удобным и популярным. Струбцины – это инструмент, используемый для фиксации.

К лодке крепится зажим на специальных винтах. Датчик будет располагаться на штанге. Струбцины подойдут для резиновых лодок, пластиковых или ПВХ. Преимуществом является то, что струбцины для датчика можно изготовить самостоятельно. Главное, что конструкция дает возможность регулировать глубину погружения, а датчик расположить на выбранной дистанции от лодки.

Присоски

Обычно встроены производителем в сам датчик. В таком случае закрепить прибор будет не сложно – достаточно установить его на транец лодки или на днище.

Установка эхолота на элементы, плавающие в воде

Для этого достаточно использовать пластиковую бутылку. Такой крепеж может быть неоправданным, хоть и простым в исполнении.

На клею

Все перечисленные варианты позволяют установить эхолот временно. Однако некоторым подойдет вариант стационарного крепежа – тогда датчик можно просто приклеить к корпусу.

Такой монтаж подходит только тем, кто постоянно выезжает на одной лодке (ПВХ или стеклопластиковой). В качестве клея рекомендуется использовать эпоксидную смесь.

Детальные шаги монтажа:

  1. В районе киля снимаются слои лодки. Остановится надо на внешнем.
  2. Приклеивается датчик – тонкая резина ему не помешает.
  3. Разрез заливается эпоксидным клеем, слои возвращаются на место.

Помимо клея регулярным креплением послужат болты или шурупы. Вариант доступен для деревянных лодок. Но место крепления необходимо грунтовать или красить.

Знакомство с эхолотом, или специфика сонара

С появлением недорогих эхолотов ориентироваться на воде стало намного проще. Раньше основным инструментом «маломерщиков» была лоция, зачастую не видевшая руки корректора годами, а посему не учитывающая изменений структуры дна. Сегодня картинкой дна в реальном времени уже никого не удивить.

  • Для рыболовов и любителей дайвинга существуют дорогие структурные сканеры, которые с удивительной точностью показывают цветную картину дна.
  • Путешественникам доступны картплоттеры, совмещающие в себе функции навигатора, эхолота, а также панели приборов контроля двигателей.
  • Владельцам тихоходных яхт помогают вперёдсмотрящие эхолоты. Для скоростных судов в условиях небольших глубин эти приборы не актуальны, так как мало отличаются по функционалу от обычного сонара. Ведь датчик способен «заглядывать» вперёд всего на 2–3 глубины.
  • Наиболее массовый сегмент — недорогие одно- и двухлучевые эхолоты. Они используются рыбаками, туристами, и даже любителями подлёдного лова.

Даже самый простой прибор способен измерять температуру забортной воды, сообщать о падении напряжения бортовой сети, а также информировать звуковым сигналом о резком уменьшении глубины. Индикацию «рыбок» рассматривать не будем, потому что сегодня мы ведём разговор о пользе сонара для судовождения в условиях недостаточной глубины.

Виды держателей и особенности конструкции

Прибор состоит из двух функциональных частей:

  • корпуса с экраном на жидких кристаллах;
  • датчика-излучателя или трансдьюсера.

Чтобы получить адекватные показания и добиться четкого рисунка рельефа дна, следует выполнить несколько условий при креплении датчиков для лодок:

  1. Сигнал, излучаемый трансдьюсером должен быть строго под углом 90 градусов к поверхности воды.
  2. Около трансдьюсера под водой не должно быть пузырьков воздуха.
  3. Должна быть исключена даже незначительная вибрация трансдьюсера.

Рекомендуется использовать один из трех способов закрепления:

  • транцевый;
  • крепление к днищу;
  • выносной способ (самодельный).

Экран прибора не требует особых условий монтажа, и его можно зафиксировать:

  • на подставке (скамейке) в удобном месте;
  • на боковой поверхности;
  • на дне лодки.

Способы монтажа держателей выбираются индивидуально. Среди доступных вариантов кронштейн, специальные муфты с замочками, клей, вакуумная присоска.

Транцевые

Транец – это металлическая жесткая пластина. Ее длина должна быть равна ширине плавсредства или быть чуть меньше.

Транец играет роль опоры для подвесного лодочного мотора. На него приходится большая нагрузка, поэтому он должен обладать высокой прочностью. Если используется надувное плавучее средство, конструкция транца может быть стационарной или навесной. Крепеж для навесного транца на лодку можно купить в торговой сети.

Транец часто используется для крепежа дополнительных приборов и элементов.

Для установки датчика прибора на транце плавучего средства используются специальные транцевые держатели или транцевые кронштейны.

Крепления к днищу лодки

Используется несколько способов крепления к днищу. Один из них наиболее часто используется и только в лодках из поливинилхлорида. Трансдьюсер крепят на дно лодки на эпоксидку. Такой способ – для любителей.

Профессионалы используют врезные и врезные поворотные крепления. Лучшие способы крепления датчика эхолота те, которые выполняются с помощью приспособлений заводского изготовления. Они удобны в использовании и безопасны.

Врезные

Врезное крепление является кронштейном или уголком, с помощью которого в днище лодки врезается датчик. Соединение герметично, работе датчика не препятствует ни поток от гребного винта, ни водоросли.

Датчик, фиксируемый посредством врезки, следует крепить перед рулем или гребным винтом

Это важно

Врезные поворотные

Такое приспособление представляет собой врезное крепление, внутри которого датчик поворачивается на угол не более 120 градусов. Благодаря этому изображение на экране эхолота можно видеть под разным углом. Такой способ монтажа применяется, если дно водоёма имеет сложный рельеф.

Самодельные

Вариант с плавающим датчиком

Этим вариантом можно воспользоваться, если поверхность водоема гладкая, нет течения, и используется вёсельная лодка, у которой нет транца. В этом случае сделанное своими руками приспособление для датчика эхолота может использоваться в качестве бюджетного варианта.

Последовательность монтажа и изготовления плавающего трансдьюсера:

  1. Корпус эхолота фиксируется на подставке.
  2. В центральной части пластиковую полулитровую бутылку перехватывают клейкой лентой, прикрепляя датчик, а на горлышке фиксируют провод датчика.
  3. Выполненное своими руками приспособление опускают в воду на проводе.
  4. Чтобы отрегулировать глубину погружения датчика, подливают воду в бутылку.

Съемные самодельные держатели

Чтобы изготовить такие держатели, потребуется:

  • струбцина;
  • эпоксидный клей;
  • крепеж;
  • обрезки металлической и металлопластиковой трубы.

Последовательность изготовления самодельного держателя подробно представлена в видео:

Делаем крепление на лодку для эхолота своими руками/За 300 руб

Делаем крепление на лодку для эхолота своими руками/За 300 руб

Заключение

Если монтаж был правильно произведен, то появятся все основания рассчитывать на эффективную работу устройства. Но, опять же, не стоит забывать и о правилах эксплуатации эхолота для катера, которые часто нарушаются. К примеру, многие производители не рекомендуют использовать навигатор при движении на большой скорости

Также следует осторожно преодолевать мелководья и участки с затопленными объектами. В таких зонах оборудование может показывать некорректные данные

К тому же показания могут обновляться лишь через определенные временные интервалы, и для точной фиксации параметров на конкретном участке придется остановить катер.

Эхолотом на современной рыбалке уже никого не удивить, он стал полноправным элементом рыбацкой экипировки. Однако, у рыболовов, которые впервые сталкиваются с применением подобных гаджетов, возникает немало вопросов по различным аспектам их использования. Один из самых частых – крепление датчика эхолота.

Современные приборы эхолокации часто уже содержат в комплекте держатель датчика эхолота, но бывают ситуации, когда необходимо другое решение проблемы, например:

  • нестандартное плавательное средство;
  • несовместимые параметры держателя прибора и транца;
  • отсутствие транца в весельных ПВХ и резиновых лодках;
  • наличие нескольких плавсредств, различных по конструктивным особенностям;
  • и так далее.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий